Выйти на улицу, сходить в магазин, попасть в госучреждение, подъехать на автобусе. Десятки обыденных действий, которые мы не задумываясь легко и многократно совершаем каждый день, для человека с инвалидностью могут быть непреодолимыми, если нет пандусов, навигационных систем, указателей со шрифтом Брайля и других элементов, формирующих безбарьерную среду. «Умение видеть проблемы других и решать их — вот признак современного и развитого общества. Среди тех, кому государство в первую очередь должно оказывать поддержку, — люди c ограниченными возможностями». Слова Президента, сказанные два года назад на встрече со столичной вертикалью, могут служить своего рода лейтмотивом большой работы, развернувшейся в нашей стране в последние несколько лет. Пятнадцать лет назад сама тема создания безбарьерной среды казалась непаханым полем, а сегодня ее элементами оборудовано больше половины социальных объектов. И работа по формированию пространства, удобного для всех, продолжается. О том, как это происходит и что нужно сделать в ближайшей перспективе, мы поговорили с человеком, не понаслышке знакомым с этой темой.
Элементами безбарьерной среды сегодня оборудовано более 60 процентов социальной сферы.
Лицом к проблеме
По грамотам на стенах рабочего кабинета председателя центрального правления ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», руководителя Паралимпийского комитета Беларуси Олега Шепеля легко можно проследить спортивную биографию пятикратного чемпиона Паралимпийских игр. Награды от руководства СССР, СНГ, Беларуси, честь которых Олег Александрович неоднократно отстаивал на международной арене, — это и мощный стимул для других. Ведь вершин и в спортивной, и в деловой карьере достиг паренек из небольшой деревушки Быховского района, в несытом детстве которого были и проблемы со здоровьем, и ранний уход матери, и строгое подчинение собственных желаний четкому распорядку будней дома-интерната для детей с ослабленным зрением.
Сегодня, помогая людям с инвалидностью стать востребованными в обществе, вплотную занимаясь их проблемами как глава БелТИЗ, Олег Шепель не устает повторять: «Важно помнить, что любого человека от беды порой отделяет буквально минута. С утра ты здоров и радуешься жизни, а к обеду можешь оказаться в рядах тех, кому необходима помощь. Равный доступ к услугам, возможность реализовать себя должны иметь все вне зависимости от здоровья. В стране многое делается, чтобы улучшить жизнь тех, чьи физические возможности ограничены. Главное, что создание необходимой инфраструктуры у нас закреплено законом».
Здания, тротуары, пешеходные переходы, светофоры, остановки, общественный транспорт… Объекты, о доступности которых большинство даже не задумывается, для человека с инвалидностью способны стать непреодолимой преградой, заметно снизив качество жизни. Таких людей во всем мире от 7 до 10 процентов. Все они нуждаются в помощи.
Олег Шепель.
— В Советском Союзе, по статистике, инвалидов не было вообще, информация об их численности оставалась закрытой, — возвращается в не столь далекие времена Олег Шепель. — О создании безбарьерной среды даже разговора не велось, хотя во всем мире это делалось. В СССР не всегда могли проводиться разного уровня международные мероприятия — соревнования, научные конференции. Для людей с инвалидностью проблемой была доступность гостиниц, транспорта. Только уже во время независимости Беларуси к этой теме повернулись лицом. Вопрос, конечно же, упирался в деньги. Понятно, что наверстать упущенное, сделать то, что не делалось десятилетиями, в один момент невозможно. В 2007 году была утверждена государственная программа по созданию безбарьерной среды. И поначалу это были маленькие шаги. Где-то сооружались пандусы, на городских магистралях появились низкопольные автобусы. Прорывом можно считать уже то, что проблему признали, обратили внимание. Постепенно общество осознавало, что люди с инвалидностью могут быть для него полезными. Ведь среди них много талантливых, трудолюбивых, нестандартно мыслящих. А высшая степень реабилитации человека с инвалидностью — его востребованность в обществе, когда он чувствует себя нужным. И это далеко не всегда зависит от финансов.
— Пример тому — предприятия системы БелТИЗ. Для многих людей с инвалидностью это не только возможность заработка, но и своего рода моральная поддержка. Трудно ли туда сегодня устроиться?
— У нас практически полностью решена проблема трудоустройства инвалидов по зрению. Человек, желающий трудиться и имеющий соответствующее заключение МРЭК о том, что состояние здоровья позволяет, может получить работу и койко-место в общежитии, если он не семейный. Причем берем людей и с другими видами инвалидности. Предоставление общежития особенно актуально для жителей регионов, где нет наших предприятий. Кстати, жилищный вопрос решился после посещения Президентом нашего предприятия «Светоприбор» в 2009 году. Было дано поручение — построить для людей с инвалидностью общежитие. В результате в дополнение к уже имевшемуся у нас появилась еще и «малосемейка» в Минске. В других регионах нашим работникам предоставляют места в общежитиях, находящихся на городском балансе.
Во время посещения предприятия БелТИЗ Александр Лукашенко подчеркнул, что государство будет поддерживать людей с инвалидностью:
— Мы им платим пособия, платим регулярно. Но самое большое наше завоевание — мы единственные на постсоветском пространстве сохранили все эти предприятия, и они конкурентоспособны в силу того, что их государство в том числе поддерживает. Дай бог, чтобы у нас так другие предприятия торговали, как они. Не хочу их перехваливать, но молодцы, работают. А продукцию эту надо покупать. Она конкурентоспособна. Чтобы не было так, что мы из-за границы везем то, что они делают или могут сделать.
— Олег Александрович, сколько сегодня работников на предприятиях БелТИЗ?
— Вместе с филиалами у нас по всей стране 18 предприятий, на которых занято около 5 тысяч человек. У человека с инвалидностью по зрению не так много вариантов занятости из-за ограничений по здоровью. В отличие, например, от людей с проблемами слуха он не может работать на МТЗ или МАЗе. Подходит разве что отверточная сборка, а это первый-второй разряд. К примеру, на минском предприятии сейчас трудятся 1,5 тысячи человек — производят розетки, выключатели. У них 7-часовой рабочий день, ниже производительность труда, больший отпуск. А конкуренция на рынке жесткая. Покупателю все равно, кто произвел эту продукцию — человек с инвалидностью или здоровый. Она должна быть качественной и адекватной по цене. Понятно, что зарплаты на наших предприятиях не самые высокие. Но если присовокупить к заработку своего рода «пояс безопасности», предоставляемый государством, — пенсии, льготы по «коммуналке», бесплатные проезд в общественном транспорте и путевки на оздоровление, то в целом получается доход не меньше, чем у работника бюджетной сферы.
Но наши предприятия не стоит рассматривать как производственные. У них больше социальная направленность. Вот сейчас бьемся за отмену налога на землю. Ведь от его уплаты освобождены социальные объекты — дома культуры, библиотеки, спорткомплексы. И мы тоже содержим большую социальную сферу: клубы, спортзалы, дома культуры, базы отдыха, кружки, секции. 17 наших коллективов художественной самодеятельности имеют звание народных. Для государства отмена для нас уплаты земельного налога ничего не значила бы, а у нас каждый рубль на счету. Содержание «социалки» обходится недешево, но она необходима нашим людям, так как позволяет не ограничивать мир четырьмя стенами.
Это у здорового человека широкие возможности для организации досуга — кинотеатры, стадионы, клубы и т.д. У людей с инвалидностью их гораздо меньше. Я хорошо помню, как в 90-е годы наши предприятия, бывало, работали 3 дня в месяц, но люди все равно каждый день приходили на рабочие места, чтобы общаться…
Сегодня, когда технологии идут вперед и ручной труд человека заменяют машины, мы могли бы на минском предприятии поставить линию по сборке выключателей и сократить практически всех инвалидов, тогда нам не нужны были бы и льготы от государства. Это если бы целью было только получение прибыли. Но это не наш путь. Благо в нашей стране многое делается для того, чтобы люди с инвалидностью не чувствовали себя обделенными. И это дает эффект.
К примеру, Паралимпийские игры показали: люди с инвалидностью могут достигать высот и прославлять страну не хуже здоровых спортсменов. Спорт, как говорит Президент, это высокая политика. И наши паралимпийцы, конечно же, достойны уважения.
Глобальным шагом, безусловно, стало подписание Президентом в сентябре 2015 года на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Конвенции о правах инвалидов. В 2016‑м она была ратифицирована Национальным собранием и ее нормы стали обязательны в нашей стране.В дружественной среде
С 2007 года, когда поэтапная работа по созданию в стране безбарьерной среды была закреплена первой госпрограммой, поменялось восприятие самого термина, говорит Олег Шепель:
— Сегодня его можно считать устаревшим. Правильно говорить «универсальная среда». Под ней подразумевается системный комплексный подход, дающий возможность человеку вне зависимости от здоровья, функциональных ограничений пользоваться окружающим пространством без посторонней помощи. Это актуально не только для людей с инвалидностью, которых в стране более 570 тысяч, но и для каждого. Будь то пожилые, люди, ослабленные физически, мамы с колясками — наличие, к примеру, пандуса всем существенно облегчает передвижение, делая любое здание доступным. А еще лучше проектировать дома вообще без ступенек. Во время поездки в Китай я видел микрорайон, состоящий из 15 домов. Во дворе ни одной машины, потому что для них нет заезда. Инвалид-колясочник выезжает из лифта и, открыв входную дверь, сразу оказывается на улице — в доме нет крыльца, ступенек, соответственно, и пандусы не нужны. Во время Республиканской адвокационной кампании, которую ОО «БелТИЗ» проводило в конце прошлого года при содействии Министерства труда и социальной защиты в поддержку национального плана по созданию инклюзивного общества, мы в каждом регионе приглашали для разговора архитекторов, строителей, работников коммунально-бытовых предприятий… Исходя из многолетнего опыта, мы можем подсказать, как правильно и эффективно формировать доступную среду для людей с инвалидностью. Этот момент очень важен.
Свидетельством тому — утверждение в 2017 году Национального плана действий по реализации положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 — 2025 годы. За последние четыре года принят ряд нормативных документов технического характера, налагающих определенные обязательства на архитекторов, строителей, работников коммунальной сферы при благоустройстве территорий, проектировании и строительстве. В этом году на весенней сессии Парламента планируется рассмотреть проект закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».
Многое меняется и благодаря действиям общественных объединений. Заместитель председателя центрального правления ОО «БелТИЗ», руководитель учреждения реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека» Михаил Антоненко готов на собственном примере показать, как облегчила жизнь незрячим реализация двух проектов по созданию пешеходных маршрутов в Минске. На деньги гранта и спонсоров их оборудовали звуковой навигационной системой «Крокi на гукi», позволяющей точно ориентироваться в городском пространстве. Саму систему в партнерстве с IT-компанией изготавливают в Центре успешного человека, где 90 процентов работников — люди с инвалидностью. Она состоит из бесплатного мобильного приложения BuzzPoint и речевого звукового информатора. В дополнение тактильная тротуарная плитка, таблички со шрифтом Брайля, мнемосхемы, позволяющие руками «прочитать» расположение различных кабинетов внутри здания.
Михаил Антоненко показывает один из пешеходных маршрутов в Минске, оборудованных звуковой навигационной системой.
Выходим на улицу Амураторскую, по которой пролегает один из маршрутов. Михаил Николаевич берет трость и включает приложение на смартфоне. Оно тут же начинает выдавать голосовые подсказки. Система позволяет не просто определить место, где находишься, дойти до здания, но также найти и открыть входную дверь, сориентировать внутри. В числе объектов, оборудованных ею, здания БелТИЗ, Национальный аэропорт, новый автобусный вокзал в Бресте. В Гомеле «Крокi на гукi» установили Центр инклюзивной культуры и Республиканский центр олимпийской подготовки по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта, в Витебске — территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района, в Могилеве — местная поликлиника, в Гродно — медицинский колледж, где профессию техника-массажиста осваивают 50 незрячих и слабовидящих учащихся. Недавно системой оборудовали и учебный корпус колледжа электроники в Минске, где в этом учебном году впервые в стране открыта подготовка незрячих по IT-специальностям.
Но образцом является Министерство труда и социальной защиты, подчеркивает Олег Шепель. В любой кабинет тут незрячий может попасть абсолютно без посторонней помощи. Хороший пример для комитетов по труду, занятости и социальной защите облисполкомов. На очереди решение проблемы общественного транспорта.
В этом году в Минске совместно с горисполкомом будет реализован пилотный проект по адаптации троллейбусных маршрутов № 9 и 44 для людей с инвалидностью по зрению. Впервые в стране! Затраты невысоки — 5 тысяч рублей на оба маршрута с учетом установки оборудования на каждые троллейбус и остановку.
Маршруты как раз пролегают возле предприятия «Светоприбор», где большой поток людей. В случае эффективности опыт будет распространен. Сегодня законодательство гарантирует создание универсальной среды повсеместно. А вот как быстро ее элементы внедряются в жизнь, во многом зависит от позиции всех причастных к этому делу, в том числе местной власти. Олег Шепель приводит такой пример:
— Предприятие «Брестжилстрой» в прошлом году дома возводило с учетом всех требований «безбарьерки». Они заказывали нашу навигационную систему, изготавливали таблички с Брайлем и рельефной графикой. Учитывали при строительстве и требования к безбарьерной среде для инвалидов-колясочников. Это первая строительная организация, обратившая на проблему столь пристальное внимание. В то же время в Гродно возле нашего предприятия, где компактно проживают его работники, меняли тротуарное покрытие. Положили обычную плитку, хотя тактильная стоит столько же. Что мешало сделать все для удобства людей? Здесь, считаю, велика роль общественных организаций. Мы смотрим, что делается не так, подсказываем, как изменить, то есть работаем в связке с местными органами власти и в большинстве случаев находим понимание. Министерство труда и соцзащиты привлекало нас к работе над проектом закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции». Есть куча мелких, но важных нюансов, которых не знают даже самые высококлассные специалисты, но которые на собственном опыте прочувствовали люди с инвалидностью. Не случайно у нас в государстве законом предусмотрено, что все нормативные акты, касающиеся их, должны согласовываться с общественными организациями. Разрабатываемый закон не только о создании безбарьерной среды. Он станет еще одним шагом к формированию общества равных возможностей.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Румак, заместитель министра труда и социальной защиты:
— Элементами безбарьерной среды оборудовано более 60 процентов объектов социальной сферы (аптеки, поликлиники, школы, спортивные учреждения, торговые объекты и др.). Но отдельные элементы — это еще недоступная среда. Сегодня мы говорим о создании универсальной среды, которая бы обеспечивала удобства для человека, имеющего особенности с учетом возраста, состояния здоровья. Граждане с ограниченными возможностями должны жить вместе с обычными людьми, общаться и чувствовать себя равными и полноценными. Показательным в плане обустройства для всех социально уязвимых категорий людей является здание Министерства труда и соцзащиты. Доступность обеспечена от парковочных мест для автотранспорта до напольных рельефных указателей и шрифтов Брайля в лифте. Такими должны быть все здания, которые посещают люди с инвалидностью. Сейчас в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 — 2020 годы реализуется подпрограмма «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц». На реализацию мероприятий по обеспечению безбарьерной среды предусмотрено около 29,3 миллиона рублей, из них бюджетных средств — 6,2 миллиона. На 2020 год 4,3 миллиона рублей и 3,5 миллиона соответственно. При необходимости объем средств будет скорректирован.
khlystun@sb.by