Древнейший деревянный храм на Борисовщине славится благодатью

«В жизни нам нужны знания и нравственность»

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Плиса Смолевичского района как будто ожил теплым воскресным утром

Один из старейших приходов на Борисовщине в следующем году отметит 120‑летие. Вдоль улиц, пахнущих свежескошенным сеном, идут прихожане. Немало и приехавших издалека на машинах. Сельчанки несут букеты ярких ромашек, нежных огородных гвоздик, пахучих пионов, охапки жасмина, их расставляют в вазы по всей залитой светом церкви. Тепло, ароматы июньского сада сбивают с ног. Благодать! Литургия, которую служит настоятель храма отец Григорий Никольский, кажется, пролетает в мгновение ока.


Непрерывная традиция

— Я этого не помню, но родители рассказывали, что я проповедовал Христа, то есть рассказывал другим малышам о Боге, еще в детском саду, — улыбается батюшка, когда мы заходим в его «келью» после службы. Это маленький приходской деревенский дом, где отец Григорий проводит выходные, приезжая на службы из Борисова. — Мой отец, протоиерей Михаил, много лет служил здесь до меня и как бы передал приход из рук в руки.

Преемственность в этой истории важна еще и потому, что храм в Плисе — один из тех, где богослужения после Великой Отечественной войны не прерывались. По устному преданию местных жителей, церковь возвели на месте явления Божией Матери. Поэтому сельчане считали, что они всегда находятся под особым покровительством Богородицы.

Как поселение Плиса упоминалась уже в 1642 году. В это время она находилась во владении хорунжего великого князя литовского Богуслава Радзивилла. Из материалов книги «Описание церквей и приходов Минской епархии. Борисовский уезд» следует, что в 1879‑м здесь действовала каплица Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной, с одним куполом посредине и единственным колоколом, в ней имелось всего два окна. По разным источникам, в 1904 (1905) году взамен этой каплицы в Плисе построили новый храм, также освятив его в честь Божией Матери, он действует и в настоящее время. После Великой Отечественной войны он стал приходским.


Местные жители связывают строительство храма с Русско‑японской войной, когда погибло и много уроженцев этих мест, — продолжает рассказ о необычной церкви отец Григорий. — Говорили, что в советское время разобрали церковь в другом поселении, стройматериалы привезли в Плису и возвели клуб. При этом нашу, которая находилась в сотне метров, не тронули.

Памятник деревянного зодчества Беларуси оставался оплотом православной веры в богоборческие времена во многом благодаря пастырям прихода. Это протоиерей Василий Соколовский, который прослужил здесь 33 года, и иерей Николай Новаш, принявший в конце жизни монашеский постриг в Жировичском Свято‑Успенском мужском монастыре.

В юности отец моего собеседника не помышлял о церковной стезе. Поступил в Витебскую академию ветеринарной медицины, женился на девушке из Латвии, вместе работали в сельском хозяйстве. Однако, как рассказывал позже своим троим детям батюшка, Господь звал его к вере со студенческих лет.

Отец Григорий с раннего детства в храме. Когда подрос, окончил духовную семинарию в Санкт‑Петербурге, женился, получил духовный сан.

— Жена из Украины, познакомились в России и решили вернуться в Беларусь, — описывает он свои шаги. — 12 лет служил в храме Рождества Христова в Борисове. Когда у отца Михаила ухудшилось здоровье, понял, что пора возвращаться на малую родину.

В семье у Никольских растут двое детей, жена по образованию регент, но очень любит собак и занимается грумингом. Родители всерьез думают все же переехать в Плису и жить здесь постоянно, но пока младшие учатся, решили подождать.

Юные прихожане

Кстати, деток на причастии в плисской церкви немало. С ними занимаются в воскресной школе при храме, причем преподают три учителя местной средней школы. Руководит Юлия Новицкая — жительница поселка Октябрьский и учитель английского языка.

— Цель воскресной школы — привить любовь к храму и традициям православия, — объясняет она. — Знаете, мы жили в Минске, но однажды приехали с маленькими детьми и сняли квартиру здесь, когда узнали о такой возможности. Бросили вещи в машину и переехали. В этом храме особая благодать. Службу знают все прихожане, чувствуются глубокие традиции. Наша семья здесь живет уже три года, квартиру в Октябрьском, которую снимали, купили. Третий малыш родился уже здесь.

Директор-преподаватель воскресной школы Юлия Новицкая вместе со своими учениками.

Еще одна многодетная мама в этом приходе — Юлия Хан, она в этот день привезла на службу из Жодино двух из трех дочерей.

— Была не в одном храме, но такой тиши, благодати и спокойствия нигде не встречала, — говорит она. — Здесь так умиротворенно, отдыхаю душой.

В воскресную школу ходит младший сын еще одной многодетной прихожанки, минчанки Ольги Лобович, шестилетний Артур.

— Конечно, здесь обучают азам христианства в доступной детям форме, — улыбается она. — Я считаю, что основное христианское воспитание должно идти из семьи. Со старшими девочками мы всегда на ночь читали одну главу из Евангелия. Это просто, нужно знать свою веру. Сегодня моя средняя дочь — регент в храме, старшая также выросла достойным человеком.

Понятно, что малышам еще рано глубоко постигать Закон Божий, однако занятия для подростков намного серьезнее. В этом году трое выпускников воскресной школы плисского храма выдержали экзамен и получили сертификат о ее окончании.

— Батюшка традиционно благословляет всех школьников в Плисе на торжественной линейке в честь окончания и начала учебного года, — добавляет Юлия Новицкая. — Кроме того, проводит беседы со старшеклассниками о жизни, целомудрии, как дружить и не обижаться на близких. Запрос на разговор со священником есть и от родителей.

Здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Чудо веры

Еще один преподаватель в воскресной школе — учитель географии Сергей Тишко. С ним встретились в храме — во время службы он читал Псалтирь, служил алтарником. Его историю нам рассказала его мама. Воцерковление самой Людмилы Павловны началось, по сути, с тяжелейшего жизненного потрясения.

— Когда Сергей родился с ДЦП, мне сказали, что он не будет ни сидеть, ни ходить, ни говорить, — делится она непростыми воспоминаниями. — В больнице я увидела, что врачи ничего кардинально не изменят, и пошла в храм. Сын появился на свет в день памяти иконы Жировичской Божьей Матери. Ездила в монастырь, молилась. Сейчас Сергей ходит, читает на клиросе, как я, получил образование, работает. Окончил духовную семинарию, мечтает посвятить свою жизнь Богу. Главное — сильно верить.
До семи лет мать везде носила сына на руках, у нее на позвоночнике появились грыжи от перенапряжения. И вот во время паломничества в Киево‑Печерскую лавру, когда ему было около 12, по ее словам, произошло чудо: на МРТ больше не было никаких образований. Полегчало и ребенку. Став взрослым, ведет в общеобразовательной школе кружок по православию для 5—6 классов, причем разработал свою программу.

В день, когда мы приехали в Плису, евангельское чтение было посвящено истории исцеления слепого от рождения. В проповеди отец Григорий говорил о том, что для Бога не так важно, родился ли человек слепой либо глухой. Основная беда, когда родители его не забирают и жизнь складывается тяжело. Потеря отца или матери трагичнее, чем руки или ноги.

— Господь больше всего хочет, чтобы человек в своей жизни увидел Бога, чтобы он прозрел, — говорит священник. — Самое большое счастье не в работе, деньгах. Счастье — быть с Богом.

Лепта каждого

Есть своя икона, почитаемая чудотворной, и в храме в Плисе.

Ее нам передала жительница Жодино, — вспоминает Людмила Тишко. — Рассказала, что семья планировала ломать старый сарай. В ночь накануне ей приснилась покойная мама и указала, где в этом сарае спрятана икона. Она ее нашла и отдала в храм. На образе было три надреза ножом: видимо, кто‑то пытался ее уничтожить, но не вышло.

В храме поместили икону в новый оклад. Спустя время дарительница пришла в церковь и спросила: где же мой дар? Оказалось, лики Богородицы и Спасителя стали светлее, хотя никакой реставрации не было, и она ее не узнала.

Реликвия храма — мощевик с частицами мощей святых.

Еще одна святыня — частицы мощей святых, в основном с Афона, которые привезли в церковь местные жители в 2011 году. Многие прихожане содействуют украшению храма и помогают его ремонтировать. Так, одна из них пожертвовала деньги на мозаичные иконы, в том числе на иконостасе и над входом в церковь. Совсем недавно дорожки здесь выложили плиткой, поменяли окна в самом здании. За время службы отца Григория заменили батареи, покрасили здание снаружи. Помогает и Смолевичская бройлерная птицефабрика, и учреждение «Западный». Сейчас на очереди — реставрация колокольни, на которую собирали всем миром. Колокола пожертвовал щедрый даритель из Борисова.

Батюшка наш — спокойный и добродушный, ему все стараются помочь, — поясняет Людмила Тишко. — Каждый прихожанин вносит свою лепту. На Пасху традиционно приносим яйца и куличи в местный социальный приют, больницу сестринского ухода. Навещаем детей и пожилых и в другие дни. На Рождество у нас обязательно концерт в Доме культуры, дети читают стихи, поют колядки. В основном приходят родители с маленькими, дарим им конфеты. 21 сентября на престольный праздник собирается много людей. Готовимся с активными прихожанками заранее, распределяем, кто чем угостит пришедших. К примеру, у меня фирменные блюда — уха и запеченный карп.

О множестве припаркованных у храма машин в начале материала сказала неспроста: люди готовы ехать из Борисова и Смолевичей, поселка Черницкий и деревень Осово, а также Лавля. Видно, что литургия — радостная и важная часть их жизни, ради которой они и преодолевают расстояние, находят время и возможность прийти в храм.

А бывали ли чудеса в жизни у самого священника?

— Сам промысел Божий — это чудо, — отвечает он просто. — Иногда в день столько дел, что думаешь: Боже, как все это управится? Но все получается. Как ведет меня Господь по жизни, все складывается гармонично.

В чем отец Григорий видит главное в своем служении?

— Основное — богослужение, молитва и таинства, — отвечает он. — В жизни нам нужны не только знания, но и нравственность. Чаще всего люди приходят в церковь, когда сталкиваются со скорбями. Если приглашают освятить дом или на отпевание умершего, всегда стараюсь служить как о родном и близком человеке. Для меня это возможность оказать помощь, внимание, побеседовать. Когда зерно упадет на почву, оно может прорасти. Искренне стараюсь, прошу помощи у Бога: приведи ко мне тех, кому могу помочь. Веди меня, Господи, туда, где я нужен.

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter