Чтобы отыскать жемчужину на дне морском, нужно сильно постараться. Так и усадьба Козелл-Поклевских открывается туристу не сразу. Только жаждущий встречи с прекрасным способен найти к ней дорогу. Главный ориентир — Краснобережский государственный сельскохозяйственный колледж. На территории, прилегающей к учебному заведению, и расположен удивительный памятник истории.
Пышный прием
На входе бросается в глаза фактурный забор из ярко-красного кирпича, придает ограждению особый колорит. Проходим в большие ворота. Полсотни метров — и перед нами не дом, не особняк, а настоящий дворец в миниатюре! Бело-розовые оттенки стен сразу рождают ассоциации с теремком из сахарной глазури на верхушке рождественского торта. Кажется, сейчас на крыльцо выйдут его бывшие владельцы и скажут: «Добро пожаловать в сказку!»Поистине волшебная атмосфера, загадочная и мистическая, царит в великолепных залах. Одни только фигуры химер на фасаде здания чего стоят! Видимо, бывшие владельцы таким образом хотели отогнать от белоснежных стен двухэтажного дворца нечистую силу. Странное дело, исторические источники свидетельствуют: хозяева имения из людей набожных, всякого рода приметы им чужды. Попробуем разобраться, где правда, а где вымысел.
Столетия назад Красным Берегом владели знатные особы. Но расцвет начался в этих местах, когда военный инженер генерал-лейтенант Михаил Гатовский решил возвести шикарный усадебный дом. Для воплощения идеи он пригласил профессора архитектуры Петербургской академии художеств Виктора Шретера. По его проекту и построен огромный особняк.
После смерти хозяина права на дом перешли его дочери Марии. Выйдя замуж, она фактически передала владение усадьбой мужу — видному дворянину, меценату и общественному деятелю Козелл-Поклевскому. Их семья имела многочисленные особняки на Урале и в Сибири. Дом в Красном Береге выполнял роль дачи, где хозяева любили отдыхать с детьми и друзьями.
Заходим в первую комнату, больше похожую на опочивальню Золушки. Почему? Манекены в красивых пышных платьях, миниатюрные ботиночки, шляпка, кружева на покрывалах и подушках создают атмосферу кукольного домика.
— Платье подлинное, его действительно носили красавицы в XIX веке, — говорит старший научный сотрудник Жлобинского историко-краеведческого музея Мария Ткачева. — Примечательно, что если сегодня женские модельные параметры равны 90–60–90, то здесь обхват талии всего 50 сантиметров! Этот наряд подарил музею коллекционер Игорь Сукмачевский.
Тайна большого шкафа
Проходим по коридору — и попадаем в будуар хозяйки в стиле классицизма. К слову, чтобы отцу и матери отдыхать от чада, детские комнаты отделялись от взрослых массивной перегородкой. Несмотря на то что Мария Михайловна благополучно передала владение приданым мужу, право на личное пространство все же имела. В своей комнате для уединения могла посидеть за столиком, написать письмо родственникам, почитать женскую газету. Кстати, зайдя в комнату хозяйки, можно увидеть подлинную газету 1901 года, которую привез в музей из Европы некий посетитель.Центральное место в будуаре занимает большой шкаф — настоящее произведение искусства. Изготовлен в стиле маркетри, представляет собой разновидность инкрустации, отделку поверхностей путем наклеивания декоративных элементов из шпона на деревянную основу. Интересно, каким был шкаф внутри? Хозяйка придавала большое значение его внутреннему убранству: бархатные вставки, массивный замок, декор в виде цветочков. «Не тайного ли воздыхателя Мария Михайловна в шкафу прятала?» — шутят посетители старинного особняка.
Проходим в одну из гостиных. Здесь за большим столом у камина собиралась вся семья. Сегодня в комнате можно увидеть портреты бывших хозяев дома и архитектора, создавшего волшебную красоту. Каждая деталь подчеркивает богатство и статус владельцев. Предметы интерьера, даже диван и кресла, украшены фарфоровыми медальонами.
Особенно впечатляет чайный сервиз из фарфора первой в Европе мануфактуры Мейсен, основанной в 1710 году. Шикарные подсвечники, супницы, наборы для специй, а еще огромное зеркало в массивной деревянной оправе — все это создает атмосферу королевского дворца.
Аутентика как есть
В большинстве залов и гостиных бросаются в глаза шикарные потолки. Декор в виде мудро извивающихся виноградных ветвей завораживает. Даже есть отделанные сусальным золотом. Удивительно, как эта красота сохранила яркие краски на протяжении столетий.Одна из изюминок усадьбы — высокая степень аутентичности. Здесь странным образом сохранились не только фасады того времени, но и внутреннее убранство: лепнина, кованые изделия, камины, роспись, резьба. Благодаря коллекционеру, который предоставил для экспозиции предметы интерьера того времени, залы «заговорили» на языке XIX века.
Вот кабинет хозяина. Там на серьезный лад настраивают дорогие письменные наборы, часы, библиотека. Подлинные книги владельца не сохранились. Вместо них посетители могут увидеть раритетные издания из фондов Национальной библиотеки Беларуси. Уникальный экспонат — настоящий альбом для фотографий начала ХХ века, подаренный музею Галиной Левиной, дочерью Леонида Левина, архитектора мемориала в память о детях — жертвах Великой Отечественной войны «Красный Берег».
Проходим по лестницам и коридорам. Замечаем, что хозяева не любили пустого пространства. Даже самые отдаленные и высокие уголки заполнялись коваными изделиями в виде фигур мифических животных и птиц. Рядом с лестницей — витражи. В коридоре при солнечном свете они играют бликами.
Коллекция стилей
Искупаться в роскоши можно в зале рококо. Сказочный декор, картины Ричарда Тукката в золоченых рамах, стены с фигурками цветов и винограда, птиц и стрекоз дарят ощущение праздника и торжественности. К слову, во дворце изначально было 36 комнат. И у каждой свой стиль — готический, романский, классицизм, ампир и модерн, барокко, рококо, маньеризм. Хозяева их коллекционировали. В наши дни можно увидеть единственный в Беларуси музейный зал в редком арабском стиле альгамбра. Викентий Козелл-Поклевский любил путешествия и экзотику. Темнокожие манекены, африканские обереги и даже фигурки верблюдов — все это нужно было хозяину для того, чтобы впечатлять частых гостей.Особенность готического зала — множество оберегов, зашифрованных в элементах декора. Над каминами — дубовые листья, двери, окаймленные фигурками порхающих бабочек. Оказывается, религиозные хозяева таким образом создавали для гостей особое ощущение: приходя в дом, они попадают под очарование Господа. Замечаем символ христианства — ветка винограда, трилистники — символ Святой Троицы. «Все эти черты говорили о том, что дом под защитой Всевышнего», — отмечает Мария Ткачева.
Прогуливаясь по коридору дворца, можно не только изучить историю архитектуры, но и попасть в бесконечность. Достаточно стать напротив большого зеркала и увидеть свое отражение с двух сторон. Причем создается иллюзия бесконечности, которая особенно впечатлительных может перенести не только в разные эпохи, но и в другие страны. Те, колорит которых более полсотни лет назад создавал здесь хозяин.
КСТАТИ
КСТАТИ
После революции 1917 года в поместье расположилось сельхозучилище, куда перевели учеников из Озаричской и Бобруйской сельскохозяйственных школ.
Во время немецко-фашистской оккупации в Красном Береге создан один из самых крупных пересыльных пунктов Гомельской области и детский донорский накопительный лагерь. В 2007-м в Красном Береге установили мощный мемориал детям — жертвам войны.
Само здание усадьбы в Великую Отечественную не было разрушено и использовалось как госпиталь, поэтому дворец и его внутреннее убранство хорошо сохранились. Внутри работает музей.
Вокруг усадьбы можно погулять по живописному парку с липовыми и грабовыми аллеями. Теперь это памятник природы республиканского значения. Здесь растут бархатистый клен, лиственница, пихта, граб, дуб, тополь серебристый и другие виды деревьев, посаженные еще в конце XIX века.
kuzmich@sb.by