В редакцию «СБ» обратилась научный сотрудник Берлинского технического университета Оксана Гуринович с просьбой опубликовать ее письмо в защиту здания музыкального театра. Как исследователь белорусской советской архитектуры г–жа Гуринович глубоко встревожена перспективой потерять это здание в результате его переделки. Ниже приводим текст письма и просим откликнуться всех неравнодушных. Ждем ваших мнений на сайте.
Белорусы любят гордиться тем, чего у них нет, но совсем не умеют ценить и беречь то, что у них еще есть. Возможно, этим объясняется прижившаяся в Минске практика отправлять в небытие самые ценные архитектурные монументы столицы. Только после разрушения архитектурных памятников минчане оказываются в состоянии гордиться их, к сожалению, дематериализовавшейся, ценностью.
За последние годы в Минске был бессмысленно поврежден ряд произведений архитектуры как государственного, так и мирового уровня. От объекта неопознанного назначения на берегу Свислочи напротив парка Горького пострадали три уникальных объекта. В процессе строительства была разрушена первая минская электростанция, поврежден минский водно–зеленый диаметр и нарушена целостность самого крупного в мире архитектурного комплекса социалистического реализма, проспекта Независимости, который в результате утратил свой статус кандидата на объект мирового наследия ЮНЕСКО. Единственная обозримая перспектива у виновника этой культурной катастрофы государственного уровня, уныло возвышающегося над полем выигранного боя, — служить трехмерной иллюстрацией к тезису о банальности зла. Утилитарного применения для него пока не предвидится.
Минску достался в наследие уникальный архитектурный фонд, национальная ценность которого, похоже, не совсем очевидна некоторым представителям государства. Если бывший «Кемпинский», как и комплекс на месте ВДНХ и 2–й клинической больницы, полупустой дом Чижа или никем не востребованную гостиницу на Комсомольском озере проектировали частные архитектурные фирмы, то сейчас их эстафету по разрушению культурного наследия города и страны переняла государственная организация «Минскпроект». В недрах организации зреет дорогостоящее покушение на следующий архитектурный памятник Беларуси, здание государственного музыкального театра (ранее театр музыкальной комедии).
Созданный архитекторами Оксаной Ткачук и Владимиром Тарновским театр, построенный в 1981 году, не успел стать официально признанным памятником зодчества Беларуси. Тем не менее он смог создать себе репутацию далеко за пределами страны. Планы его перестройки поднимают волны озабоченности не только у местных, но и у зарубежных специалистов. Австрийский архитектурный музей в Вене, ИКОМОС Санкт–Петербурга, Международный комитет ДОКОМОМО, Международный комитет ИКОМОС, профессоры Берлинского технического университета и др. направили в Министерство культуры письма с призывом сохранить здание театра.
Комедия «Свадьба в Малиновке».
Кураторы выставки «Советский Модернизм 1955 — 1991. Неизвестная история» Александра Вахтер, Екатерина Шапиро–Обермайр и Катарина Риттер пишут в своем обращении:
«В 2011/12 годах мы посетили все государства бывшего Советского Союза в поисках самых значимых образцов архитектуры послевоенного модернизма (1955 — 1991). Из длинных списков, составленных для каждой страны, мы выбрали самые выдающиеся произведения. Они были показаны нами на выставке в Архитектурном центре Вены, Австрийском музее архитектуры с 7 ноября по 25 февраля 2013 года. Кроме того, они вошли в одноименную публикацию, ставшую стандартным справочником по архитектуре советского модернизма и названную Financial Times одной из лучших книг мира в 2013 году.
У нас не было сомнений, что Театр музыкальной комедии Оксаны Ткачук и Владимира Тарновского (1981) должен быть включен (в наш окончательный выбор) как одна из самых выдающихся белорусских построек своего времени».
Конечно, заботясь о здании, нельзя игнорировать и потребности тех, кто им пользуется. Театру необходимы дополнительные площади. Так почему бы творческую энергию обновления не вынести в новый объем, который намного проще и выгоднее строить, чем пристройки тех же параметров?
Премьера мюзикла в двух действиях «Шалом алейхем! Мир вам, люди».
Такое решение предлагает сама архитектор Оксана Ткачук, ссылаясь на пример Мариинского театра, открывшего в 2006 году дополнительный концертный зал, оснащенный по последнему слову акустики. Приспосабливать имеющиеся помещения к новым технологиям было бы, по словам руководства театра, немыслимо.
Рядом с музыкальным театром находится просторный сквер, большинство деревьев которого, сохраненных при строительстве театра, уже погибли из–за старости. Там и предлагает Оксана Федоровна возвести дополнительные театральные помещения. Кому как не ей знать ситуацию? Что касается художественного потенциала такого решения, то и здесь тлеет надежда. Международный конкурс на дополнительное здание музыкального театра мог бы существенно оживить белорусскую архитектурную жизнь. И, кто знает, возможно, Минск остался бы с двумя первоклассными произведениями архитектуры, а не с очередным памятником человеческой глупости на месте уничтоженного объекта культурного наследия.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Директор музыкального театра Александр Петрович:
— Насколько мне известно, бюджетные деньги на проектировочные работы потрачены, прошло несколько заседаний архитектурно–градостроительного совета. Но окончательное решение по ремонту до сих пор не принято. Есть ощущение, что нашим вопросом вообще никто не занимается, все работы приостановлены. Мы снова подвисли в ожидании.
Оксана ГУРИНОВИЧ, член белорусского ИКОМОС.