Почти 5 тысяч человек якобы пострадавших от милиции летом–осенью 2020-го. Почему отказано в возбуждении дел

В возбуждении дел отказано. Почему?

Во время Большого разговора зашла речь о количестве людей, якобы пострадавших от действий правоохранителей летом — осенью прошлого года. Прозвучала цифра почти в 5 тысяч обращений и сообщений. СК в течение года проверил большинство из них, а на днях завершена проверка по оставшимся — по Окрестина. По всем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. О причинах такого ответа и ходе этой непростой работы побеседовали с заместителем председателя Следственного комитета Анатолием Васильевым.


Помню упреки моего соседа, работяги, привыкшего пахать с утра до вечера. Насмотревшись на фото с «синими попами» и начитавшись про избиения «мирных» в анонимных телеграм-каналах и продажных медиа, Николай возмущался: «Как ты можешь защищать эту милицию? Людей избивают, насилуют, убивают!» Это сейчас он понимает, что тогда его и других заставили так думать. С помощью информационно-психологических технологий, над которыми работали спецслужбы не одного иностранного государства. 

Теперь к фактам. В подразделения Следственного комитета с 9 августа 2020 года поступило почти 5 тысяч обращений и сообщений якобы о насилии со стороны милиции. Только в Минске — более 3600. Кстати, многие из этих сигналов были из медучреждений — это установленный нормативный порядок взаимодействия. После проверки большинство оказалось весьма субъективными, сказал Анатолий Васильев:

По каждому обращению проводилась тщательная проверка. Изучены доводы заявителей, проведены судебные медицинские и иные криминалистические экспертизы, изучены документы мест изоляции правонарушителей, опрошены очевидцы. В результате по всем материалам приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Также замечу, что установлен управляемый характер подачи таких обращений.

Во многих случаях сами заявители позже не подтверждали свои же слова, ставшие основанием для проверок о причинении телесных повреждений. Пример: на линию 102 позвонил минчанин и сказал, что сотрудники ОВД избили его жену. Следователи стали разбираться, и оказалось, что супруга заявителя не говорила ему о противоправных действиях милиционеров. Человек их выдумал. 

…Несовершеннолетний стал жертвой толпы. Она буквально смела парня, он упал на асфальт и получил травму. А после задержания более опытные товарищи подучили: «Говори, что омоновцы избили». «Я так сразу и сказал: избили. А потом признался, что на самом деле такого не было», — рассказывал подросток уже следователям. 

Так было и в Гродно: два гражданина, обратившись 10 и 11 августа 2020-го за медпомощью, поясняли, что их избила милиция. Опрошенные же по обстоятельствам причинения телесных повреждений, указали: ударились при падении, правоохранители здесь ни при чем. 

Анатолий Васильев.
фото Александра Кушнера.

Что за люди жаловались на действия милиции?

Активные участники беспорядков, ранее судимые и просто лгуны. Поток заявлений был управляем, его создавали намеренно, чтобы затруднить работу силовых структур. Есть масса примеров, когда одни и те же обращения рассылались в разные структуры. Немало среди них и написанных словно под копирку.
Более 70 процентов заявителей, якобы пострадавших на Окрестина, ранее привлекались к административной и уголовной ответственности, в том числе за насильственные преступления. Каждый пятый не работает. Остальные — в основном индивидуальные предприниматели, студенты. Возраст большинства — 20—30 лет и 31—40, двое — старше 60 лет, остальные — моложе 19 лет. 
Для организаторов и координаторов уличных беспорядков вранье об избиениях — один из способов избежать наказания за преступления, переложив в глазах общественности и политических кругов (особенно за рубежом) ответственность на госорганы. Более полусотни «пострадавших» заявителей признаны подозреваемыми, обвиняемыми по уголовным делам. К административной ответственности привлечено 867 участников незаконных акций. Обращает на себя внимание и тот факт, что 325 лиц — ранее судимы, более 100 — несовершеннолетние. То есть те граждане, кто не ведет общественную и политическую деятельность. А последние не обладают и избирательным правом. Что они делали в гуще массовых беспорядков?

— При этом по материалам приняты все предусмотренные законом меры, направленные на всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств причинения телесных повреждений, правомерности применения силы и спецсредств, — комментирует представитель СК. — Проделана серьезная аналитическая работа, изучено большое количество видеоматериалов, документации. По каждому заявлению о причинении телесных повреждений требовалось проведение судмедэкспертиз, а это в том числе — истребование медицинских документов. Необходимо было опросить множество людей, которые могли подтвердить либо опровергнуть доводы заявителей.

Среди заявителей оказалось немало тех, кто использовал факт подачи обращения как повод для выезда в Европу

Поэтому опросить их не представлялось возможным. Большая часть первичных сообщений о насилии со стороны милиционеров не подтверждалась потом и самими заявителями. 

Однако, согласитесь, поначалу примеры дичайшей лжи — потоки историй про изнасилования после задержаний — повергли общество в настоящий шок. Об избиении участника уличной акции 17-летнего К. заявили его родители. Да и сам парень, выйдя из Центра изоляции правонарушителей на Окрестина, говорил медикам о том же. Мол, повредили прямую кишку. Позже признался: журналисты предлагали ему сделать сенсационное интервью. «Ко мне подошли журналисты и спросили про мой диагноз. Тогда они предложили мне снять интервью со словами, что меня изнасиловал ­ОМОН. Но это была ложь», — рассказал подросток. 

Задержанный 11 августа на пр. Победителей в Минске участник незаконной акции гражда­­нин Х., освободившись из изолятора временного содержания, тоже пошел к медикам. Уверял, что били и насиловали омоновцы. Доктора посмотрели: нет, говорят, не надо выдавать свои регулярные гейропейские игрища за что-то другое. Медзаключение подтвердило: телесных повреждений, заявленных им, нет. 

Установлено более 150 случаев, когда люди жаловались на телесные повреждения, но таковые отсутствовали. Часть заявителей были пьяны и просто ничего не помнили. Наконец, еще немало граждан просто категорически отказались от дачи пояснений и прохождения судмедэкспертизы. Кроме того, при проверке установлены лица, которые выехали для постоянного проживания в Европу сразу после обращения с заявлением о якобы избиении милицией. 

Что, кстати, во время Большого разговора подтвердил и бывший член штаба одного из претендентов на ­президентский пост Илья Бегун: «В Литву приезжали преимущественно люди, которые получили 20 базовых величин или сутки, 14 дней. А для того чтобы большую часть из них приняли в Литве, подделывали на месте медицинские документы. Фактов доказанных медиками пыток ни от одной организации в Европе никто еще не предоставил».

Проверки проводились и решения об отказе в возбуждении уголовного дела принимались под пристальным ведомственным контролем и прокурорским надзором, — говорит Анатолий Васильев. — Комплексный анализ показал, что подавляющее количество заявлений — часть активного информационного противодействия, направленного на дискредитацию правоохранителей, их деморализацию и разобщение. Задайтесь теперь вопросом: что это тогда было, если не составляющая одной из техник «цветных революций».

Применялись ли спецсредства?

Конечно. Но в рамках закона о милиции: только для пресечения беспорядков и только к нарушителям законодательных норм. Кроме того, ни в одном городе сотрудники органов внутренних дел и военно­служащие внутренних войск, охраняя общественный порядок, не применяли силу первыми — исключительно в ответ на действия толпы и беснующихся индивидуумов, которые создавали угрозу жизни и здоровью людей. 

Показательно и то, что изначально массово использовались так называемые стяжки, поскольку наручников не хватало. Это ли не говорит о том, что правоохранители не готовились к задержаниям такого количества нарушителей? 
Что с насилием в отношении женщин, сексуальным издевательством над несовершеннолетними? Сколько таких случаев?
Нисколько. Проверки таких фактов не выявили. 

Многие белорусы, глядя на подобные вбросы в сети о якобы изнасилованиях и избиениях женщин, насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних в ЦИП и ИВС, тогда не понимали, что это тоже направленная информационная атака на силовой блок. Позже все снова убедились: это ложь. 


Такие заявления писали изначально. А такие пояснения давали потом, будучи уличенными во лжи.

Сколько человек было доставлено в ЦИП и ИВС? Что там происходило?

С 9 по 15 августа прошлого года в ЦИП и ИВС было доставлено более 2 тысяч задержанных. Из них на якобы противоправные действия силовиков пожаловались 680. 

В ИВС и ЦИП всего около 50 сотрудников. Так кто мог бить и когда? Хорошо, что со своими обязанностями по изоляции правонарушителей справлялись при таком-то наплыве «мирных».

Сотрудники были без экипировки и оружия. Что опять же говорит о том, что они не были готовы к такому числу поступивших нарушителей. 

Что о позах, в которых пребывали некоторые задержанные?

Собранные доказательства, в том числе видеозаписи МВД, позволяют констатировать применение со стороны сотрудников физической силы и спецсредств при пресечении правонарушений в соответствии с требованиями Закона «Об органах внутренних дел» и иных нормативных правовых актов. Избранные правоохранителями средства и способы свидетельствуют об адекватном их использовании — чтобы причинить наименьший вред в складывающейся обстановке.

Что до поз, в которых были некоторые задержанные, то тут впечатляться нечему. И это даже не нашей милиции изобретение. У западных соседей такого иллюстратива хватает. Сотрудники приводили некоторых задержанных в подконтрольное положение, исключающее возможность внезапного нападения и причинения вреда самому себе, для пресечения активного сопротивления. Основания на то были. Часть задержанных в учреждении вела себя крайне агрессивно. Много пьяных. Некоторых не отпускал эффект толпы. Многие в тот момент не осознавали, что творили безумство все, а отвечать придется каждому индивидуально… Каковы их намерения, что они сделают в следующую секунду? Именно поэтому для усмирения буйных, предотвращения опасных поступков и применялись определенные меры воздействия. 

«В частности, требование принять положение тела, препятствующее совершению активных действий, — стойка на коленях с упором на локтевые суставы и голову. В случае неповиновения законным требованиям и совершения запрещенных действий к задержанным применялось специальное средство — палка резиновая. При этом удары наносились исключительно в область мягких тканей, чтобы минимизировать вред их жизни и здоровью. Личное имущество по мере разбирательств, установления личности возвращалось гражданам после освобождения из ИВС и ЦИП», — детализировали в СК.

О скученности в камерах

Как раз этот факт (как и малочисленность персонала ЦИП и ИВС) говорит о том, что правоохранительный блок не готовился к столь активной атаке. Не были приготовлены помещения для задержанных, приходилось обходиться тем, что есть. Главное — изъять с улиц нарушителей, которые могут быть опасны. К тому же многие задержанные были отпущены без предъявления обвинений как раз для того, чтобы разгрузить камеры.

О домыслах, слухах и прямой лжи

В первые дни после выборов, чтобы вбросить информацию якобы о жестокости силовиков, недоСМИ активно искали пострадавших. Позже стало ясно, что это — срежиссированные постановки для заграничной публики и иностранной прессы. Здесь и создание, транслирование провокационных материалов, и разыгрывание явно лживых ситуаций. Такие постановки, картинки должны были вызвать сильные эмоции. Обстановка умышленно нагнеталась, провокаторы искали любые удобные поводы.

В декабре прошлого года так пытались использовать гибель участника уличных беспорядков Р. Решецкого. Мол, умер через несколько дней после освобождения из ИВС ­РОВД и это связано с якобы оказанным на него физическим воздействием. Писали, что смерть наступила из-за сердечно-сосудистого заболевания, обострившегося на фоне переживаний, возникших из-за действий сотрудников.

Да, 2 декабря он освободился из ИВС, а спустя пару дней его тело нашла жена на балконе квартиры. Однако согласно заключению судмедэкспертизы, смерть наступила в результате отравления метадоном (концентрация метадона в крови — 0,95 мкг/мл при смертельной дозе 0,4 мкг/мл). 

По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 328 УК. Установлено, что Решецкий 4 декабря приобрел через интернет-магазин особо опасный наркотик, от употребления которого и умер. Еще штрих к портрету: неоднократно привлекался к административной ответственности, не раз судим за кражи, покушение на изнасилование, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах… Приговорен к 15 годам колонии. Был женат, четверо детей, долгое время не работал. 

…УСК по Гомельской области проводилась проверка по факту публичных высказываний гражданки Хархасовой в ролике на YouTube. Она уверяла, что видела, как 9 августа 2020-го сотрудники ­ОМОН прижимали коленом к земле и били дубинкой ее знакомого А. Вихора. Он умер через несколько дней после задержания. Однако сама женщина при предъявлении видеозаписи заявила, что все выдумала. 

Жертва нужна была координаторам беспорядков с первых же дней. Помните новость о якобы смерти в Минске Евгения Заичкина? Он, мол, «боролся за свободу» и «вот его последние секунды жизни». Но и тут есть видео, показывающее, что Заичкин сам прыгал на спецтранспорт и в итоге упал на асфальт. Умер? Продажные писали, что да. Некоторые даже «нашли судмедэксперта, вскрывавшего его труп». К середине дня труп… воскрес. Нормально все с человеком было. Однако доверчивым гражданам внушалось другое. 

О без вести пропавших

Проведенные центральным аппаратом и региональными управлениями СК проверки показали, что вымыслом оказались и сообщения о якобы массовых безвестных исчезновениях граждан. Ушли, мол, на «мирные акции» и не вернулись. Были проверены абсолютно все такие сообщения, поступившие с 9 августа 2020-го. Ни по материалам проверок об исчезновении граждан, ни по уже возбужденным делам информации о том, что пропавшие лица могли находиться на уличных беспорядках, не имеется. Были случаи, что людей провокаторы специально вносили в списки пропавших, а те отдыхали, к примеру, на даче. 
Все эти люди — актеры страшного кино. У заграничных режиссеров свои интересы. Сегодня очевиден управляемый характер атаки на силовой блок. Такова технология расчеловечения сотрудников правоохранительных органов. По сути, все эти тысячи заявлений — масштабная попытка ошельмовать, оболгать правоохранительную систему. 
Фейка про выигрыш Тихановской на выборах оказалось недостаточно, пришлось на ходу выдумывать более эмоциональные поводы, чтобы завести толпу. Достаточно вспомнить пример Украины, других стран, где силовикам приписывали самые немыслимые преступления. СК доказал и поставил точку в этой большой лжи провалившегося заговора: нарушений закона допущено не было.

Хотели дискредитировать органы. Какого результата достигли в итоге? Обратного, говорит Анатолий Васильев: «Восстановлен высокий уровень общественной безопасности. Проводя проверки по вышеуказанным заявлениям, был раскрыт ряд тяжких и особо тяжких преступлений прошлых лет. Планировали подорвать доверие общества к правоохранительной системе, но продемонстрированная ею эффективность лишь укрепила это доверие. Абсолютное большинство белорусов сделало свой выбор. В нашей генетической памяти заложен иммунитет на гитлеровско-нацистские приемы «большой лжи». 

От себя добавлю. Странно слышать обвинительные заявления в адрес правоохранителей от тех, кто уже больше года призывает людей к насилию, вовлекает в авантюры, ломает судьбы, толкает на преступления. 

СКАЗАНО 

Анатолий Васильев

«С августа прошлого года Беларусь подверглась беспрецедентным гибридным атакам с целью свержения законной власти и изменения конституционного строя. Причем направленные на это действия начались задолго до выборов, а продолжаются до сих пор. Как теперь установлено, эти деяния инспирированы при участии и под кураторством лиц из иностранных государств. 

В преступную и иную противоправную деятельность, в том числе за счет массированной и необъективной подачи информации, вовлечены также и лица, многие из которых никогда не вели общественную и политическую деятельность, не имели определенных политических предпочтений и активной гражданской позиции, а также не вступали в конфликты с законом». 

* * *

«Собранные доказательства, в том числе видеозаписи МВД, позволяют констатировать соответствие с требованиями закона применение со стороны сотрудников физической силы и специальных средств при пресечении правонарушений. Распространенные теперь уже экстремистскими телеграм-каналами заявления о якобы превышениях служебных полномочий, пытках, сексуальных издевательствах подтверждения не нашли».

В ­ТЕМУ

Единого общепринятого стандарта применения силы в мире нет. Кстати, наибольшее количество смертей вследствие «ликвидации при задержании» происходит в США, где полицейские убивают в среднем 2,8 человека в день. В то же время в Японии убийство полицейским задержанного произошло единожды, в 2012 г. (данные за 2015 г.).

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter