Участники блокады обещают украинским властям взорвать железные дороги, ведущие в Донбасс.
Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что сам вопрос возник из-за подмены понятий: «Если ситуация в Донбассе – следствие внешней агрессии, как заявляет украинская власть, если часть нашей территории оккупирована, то следует на официальном уровне признать войну войной и возложить ответственность на оккупанта». Поскольку Украина объявила в Донбассе антитеррористическую операцию (АТО), то де-юре борьба ведется с террористами, а на мирных жителях она не должна сказываться. В том числе и в торговых вопросах.
Торговля между Украиной и Донбассом ведется, но по своим правилам. В 2015 году, когда на слуху было несколько расследований, связанных якобы с финансированием терроризма, адвокат Тимур Михайлов из украинского адвокатского объединения «Скляренко, Сидоренко и партнеры» в специальной статье для «Экономической правды» разъяснил правила торговли с зоной АТО. Он обратил внимание, что специальный закон «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» не содержит какого-либо запрета на ведение предпринимательской деятельности в зоне АТО или на сотрудничество с предприятиями, которые там зарегистрированы.
То есть торговля с ДНР и ЛНР не была запрещена. Но в реальности заниматься ею могли далеко не все предприниматели. Летом 2016 года в интервью радио «Голос Столицы» бывший губернатор подконтрольной Украине части Донецкой области Александр Кихтенко отметил, что существуют некие списки предприятий, которым позволено перемещать товары: «Списки создает и предлагает на утверждение Государственная фискальная служба, руководство АТО – они утверждают эти списки. Влияет ли руководство государства на эти списки, я думаю, что ответ очевиден – влияет».
Экс-губернатор подчеркнул, что понятие «контрабанда», озвучиваемое украинскими СМИ, неприменимо в отношении торговли с Донбассом: «На сегодняшний день мы не можем вести разговор о контрабанде как таковой. Больше подходит выражение «незаконное перемещение товаров через линию боевого соприкосновения», потому что контрабанда связана с перемещением грузов через границу. Если Донецкая область – это территория Украины и линия боевого столкновения не является государственной границей, то речь идет о незаконном перемещении товаров». При этом Кихтенко отметил, что украинское законодательство не ограничивает права предпринимателей поставлять грузы в любую точку страны, но в зоне АТО «созданы искусственные условия, такие, которые не позволяют нормально работать этим предприятиям.
И в первую очередь страдают от этого государство Украина и те люди, которые работают на этих предприятиях. Сегодня выгодно создавать такие искусственные условия, которые позволяют контролировать потоки незаконно перемещенных товаров. Если мы будем искусственно ограничивать количество предприятий, названия предприятий и т.д., это приведет только к негативу».
Осторожные формулировки бывшего чиновника сменились прямыми обвинениями в адрес власти со стороны радикальных политических сил. В последнее время в Киеве все чаще звучали предположения о том, что за ширмой войны в Донбассе созданы мощные бизнес-схемы. Представитель партии «Свобода» в неофициальной беседе с «НГ» предположил, что товары, следующие в ДНР и ЛНР, могут затем перемещаться в РФ, ведь граница фактически открыта: «Никаких налогов, пошлин… Никакого контроля – что поставляется, в каких объемах».
В декабре люди, назвавшиеся бойцами добровольческих батальонов и бывшими участниками АТО, заявили, что война в Донбассе не закончится до тех пор, пока в ней будут заинтересованы люди, наладившие торговлю. О ее объемах позволяют судить слова экс-губернатора Кихтенко в упомянутом интервью: «В среднем через контрольный пункт проходит (в день. – «НГ») около 300 автомобилей туда и обратно. Это только автомобили – то, что, мы говорим, законно. О том, что незаконно, каким образом это происходит, это вообще отдельная тема. Кроме того, мы знаем, что железнодорожное сообщение действует. И это не секрет, что мы сегодня берем на временно оккупированной территории уголь, то же антрацит. Если бы мы его не брали, это был бы энергетический коллапс. Мы его берем, и есть определенные схемы, по которым мы берем этот уголь».
Уголь стал главным аргументом власти, которая выступила категорически против блокады Донбасса. Еще в декабре представители украинского правительства заявили, что без поставок угля с территории ДНР и ЛНР Украине может грозить энергетический кризис. По официальным данным, для нормальной работы тепловых электростанций Украине необходимо закупать на неподконтрольной территории около 9 млн т угля в год. При этом чиновники отмечают, что предприятия, добывающие и поставляющие уголь, зарегистрированы в Украине. Как на днях отметил министр по вопросам временно оккупированных территорий Вадим Черныш, украинскую «прописку» имеют работающие в Донбассе подразделения «Укрзализницы» (железной дороги), «Укрэнерго», а также предприятия «Метинвестхолдинга» и «Индустриального союза Донбасса».
Вчера Служба безопасности Украины (СБУ) обнародовала заявление, в котором сообщила, что «предприятия, зарегистрированные на подконтрольных Украине территориях, но имеющие производственные мощности на оккупированной части Донбасса», уплатили в украинский госбюджет миллиарды гривен налогов и так называемого военного сбора.
СБУ заявила о незаконности блокады железнодорожного сообщения. И разъяснила: «Согласно ст. 12, 14 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», приказом руководителя оперативного штаба по управлению АТО на территории Донецкой и Луганской областей (от 12 июня 2015 г.) утвержден Временный порядок контроля за перемещением транспортных средств и грузов через линию соприкосновения. Он регламентирует, что перемещение товаров с/на неконтролируемые территории осуществляются исключительно железнодорожным транспортом через определенные контрольные пункты въезда-выезда. Предоставление соответствующих разрешений субъектам хозяйствования осуществляется Координационным центром, в состав которого входят представители многих ведомств, в том числе СБУ, после соответствующего представления в Государственную фискальную службу Украины. Разрешение предоставляется при условии уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет Украины, при наличии полной информации о прозрачности такого процесса и непричастности к финансированию террористической деятельности. Предприниматели должны быть зарегистрированы для налогового учета на контролируемой Украиной территории, социально и экспортно ориентированными, иметь единый цикл производства на не контролируемой и контролируемой украинскими властями территориях и осуществлять расчеты с использованием исключительно банковской системы Украины».
Участники блокады своими действиями не только нарушают закон, но и вредят интересам государства, считают в СБУ. Ведомство подтвердило, что начато расследование. Продолжение блокады, как сказано в заявлении, создает угрозу стабильному функционированию всей энергосистемы Украины. «С учетом наличия в Украине пяти ТЭС, которые производят до 15% тепловой генерации, отсутствие поставок угля антрацитовой группы приведет к дефициту генерирующих мощностей в Объединенной энергетической системе Украины и заставит внедрить график «веерных» отключений потребителей», – разъяснило ведомство. Отдельно СБУ выразила опасение, что закрытие предприятий в зоне АТО «приведет к увеличению количества граждан, которые после потери ими рабочих мест вынуждены будут… вступить в ряды незаконных вооруженных формирований».
Участников блокады возмутила забота СБУ о тех, кто готов встать в ряды защитников ДНР и ЛНР. Депутат Верховной рады, бывший командир добровольческого батальона Семен Семенченко, находящийся на месте событий, сказал украинским СМИ: «Противоположная сторона имеет связи с нашими чиновниками: синхронно поднят вой о бедных шахтерах… Россия оккупировала наши территории. Идет война. Хотите помочь людям – освободите эти территории. Или продайте свои «Картье» и поместья – и обустройте жителей Донбасса на подконтрольных нам территориям. Наша цель – закончить войну. Пока идет заработок на крови, невозможно закончить войну, потому что слишком много людей в ней заинтересовано. Второе – необходимо освободить наших пленных. А их можно освободить, только если наступить на кошелек и с этой, и с той стороны».
Журналист и общественный активист Айдер Муждабаев в блоге в «Украинской правде» предложил традиционные новостные сводки из зоны АТО дополнить информацией об объемах торговли: «Люди должны знать, во сколько вагонов угля и фур с едой правительство их страны оценивает жизни ее защитников. Только данных о потерях из зоны боевых действий явно недостаточно для понимания того, что там происходит. Сводки должны быть полными, их должны готовить совместно Министерство обороны и Министерство по делам оккупированных территорий. А комментируя их, члены правительства должны рассказывать украинцам, почему Украина не может закупать уголь на Роттердамской бирже, если из ОРДЛО он идет по ценам Роттердамской же биржи… Разумеется, таких сводок нам не дадут никогда. То есть не дадут до тех пор, пока олигархи в долях с чиновниками безнаказанно строят схемы обогащения за счет жизней украинских солдат… Мы должны положить этому конец. Нет ничего преступнее для воюющей страны, чем делать на войне деньги».
Политолог Виталий Бала считает, что такая ситуация сложилась как раз из-за подмены понятий относительно ситуации в Донбассе: «Война или АТО? Оккупированные территории или просто часть Украины? Энергонезависимое государство, как говорилось ранее, или зависимое от поставок угля с территории Донбасса, как говорят теперь? Начиналось с заявлений о развязанной против Украины гибридной войне, а заканчивается гибридной внутренней политикой, или как?»
Эксперт отметил, что подобные вопросы задают рядовые украинцы. И это значит, что в случае конфликта между властью и участниками блокады общество поддержит скорее бывших бойцов АТО. «Это было бы очень опасным сценарием. Не думаю, что одна или другая сторона заинтересована в противостоянии с применением оружия», – сказал Виталий Бала.
О том, что Киев собирается применить силу против участников блокады, сообщили они сами. К этому времени им удалось заблокировать железнодорожную ветку Луганск–Лисичанск–Попасная на участке Горное–Золотое и узловую станцию Светланово в Луганской области. Появились слухи о подготовке силового разгона.
В ночь на понедельник в соцсетях было размещено заявление от имени «штаба блокады торговли с оккупантами». В нем говорилось, что если по отношению к участникам блокады будет применяться сила, то они «будут вынуждены перейти к партизанским методам борьбы против российской оккупации и к физическому уничтожению магистралей». Один из организаторов блокады Анатолий Винорогодский в интервью «Громадскому радио» пояснил: «Мы развернем партизанское движение на территории оккупированных и неоккупированных частей Украины».
Татьяна Ивженко
Независимая газета