На совместном стратегическом учении «Запад-2021» работает штурмовая, бомбардировочная, истребительная и армейская авиация: обеспечивает поддержку наступающих войск, поражение противника в глубине и на переднем крае. Первыми вступают в бой летчики-истребители – они ведут расчистку воздушного пространства перед нанесением основного удара авиации. Как тренируются летчики-истребители, наши корреспонденты наблюдали на территории аэродрома 61-й истребительной авиабазы.
Летчики высокого полета
День выполнения полетов начинается с воздушной разведки погоды. Затем – подготовка авиационной техники. Командир 61-й истребительной авиабазы полковник Юрий Пыжик дает предполетные указания летчикам, обращает внимание на особенности воздушной навигационной обстановки, связи. Юрий Пыжик –
летчик-снайпер. Это высшая классная квалификации. Она присуждается воздушным асам, владеющим безупречной тактикой ведения боя, отличными навыками пилотирования и налетом не менее 1200 часов.
Предполетные указания закончились, летчики сверили часы. Это уже традиция – спутниковые навигационные системы новейшего истребителя Су-30СМ и так показывают самое точное время. До полетов остается час. Летчики берут свое снаряжение, выдвигаются к самолетам. Техники уже провели предполетную проверку всех систем управления. Басовито загудели мощные авиационные двигатели. Техник по традиции проводит рукой по крылу. Су-30СМ выруливает на взлетную полосу. Взлет.
Оценки за технику
Су-30СМ – универсальная машина. Годится как для ближнего радиуса действий, так и для длительных полетов. Кабина у нового истребителя двухместная, это боевой самолет с возможностью обучения экипажа. Сзади место второго летчика –
штурмана. Можно пилотировать самолет и одному. Однако вдвоем летать все-таки легче. Один летчик пилотирует, второй работает с прицельно–навигационным комплексом. Су-30СМ позволяет летать на меньших скоростях и с большим углом атаки, и летчику не нужно переживать, что он свалится в штопор. Новый истребитель энергично ломает траекторию полета, притом что весит он больше транспортного Ан-26. Такая прыткость достигается благодаря большому числу отклоняемых поверхностей. Стабилизаторы, флапероны совмещают в себе закрылки и элероны, а адаптивно управляемые носки крыла и переднее горизонтальное оперение улучшают аэродинамику самолета и его маневренность. Плюс у новых самолетов есть отклоняемые векторы тяги.
– Су-30СМ – прекрасный самолет, – хвалит технику командир авиационной эскадрильи подполковник Андрей Рогов, летчик первого класса, на днях он вел воздушный бой над полигоном Брестский – обеспечивал прикрытие основных сил десанта от атак авиации противника. – Прежде всего поражают характеристики новейшего истребителя. Высота полета, скорость и маневренность, возможности прицельно-навигационного комплекса, широкая номенклатура вооружения.
Новые системы навигации самолета позволяют применять вооружение по заданным координатам. То есть летчик не целится визуально, а за облаками исключительно по данным широты и долготы направляет корректируемое высокоточное вооружение, например, управляемые ракеты с головками самонаведения, прямо в цель.
Обучали наших военных летчиков управлять Су-30СМ российские инструкторы в Липецком авиационном центре. В России, откуда родом эти самолеты, они стоят на вооружении с 2013 года. Сегодня же обучают новое пополнение летать на этом истребителе наши летчики: командир авиабазы, его заместители и командир эскадрильи. Также в этом году ожидается поставка комплексного тренажера Су-30СМ.
Общее дело
Наши летчики вместе с российскими круглосуточно охраняют воздушные границы Союзного государства. Первые истребители Су-30СМ Воздушно-космических сил России прибыли на аэродром Барановичи 8 сентября. Решение о создании центров совместной подготовки ВВС и войск ПВО приняли министры обороны Виктор Хренин и Сергей Шойгу во время переговоров в марте в Москве. Они договорились о создании учебно-боевых центров совместной подготовки. Там будут готовить экипажи Су-30СМ, а также обучать наших специалистов работе на зенитных ракетных комплексах, состоящих на вооружении России.