К 100-летию белорусского кино (юбилей мы отметим в декабре будущего года) в Национальном академическом драматическом театре им. М. Горького прошел мастер-класс заслуженного деятеля искусств БССР, лауреата Госпремии СССР, члена Российской киноакадемии, лауреата премий «Золотой орел» (РФ) и «Золотая чайка» (КНР) Вячеслава Никифорова. Мастер-класс был организован театром им. М. Горького, отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси и Белорусской гильдией актеров кино.
– Вячеслав Никифоров – это фигура, которая не нуждается в особом представлении, – отметил художественный руководитель театра им. М. Горького Сергей Ковальчик. – Не буду перечислять все его звания и регалии. Это имя говорит само за себя. Никифоров – мастер того вида искусства, который я ненавижу и люблю. Ненавижу, потому что это искусство забирает у меня актеров с репетиций, а люблю, потому что после того, как актер снимется у такого режиссера, зрителей в нашем зале прибавляется.
Режиссер популярных и любимых зрителями картин «Зимородок», «Отцы и дети», «Государственная граница. Год сорок первый», «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и многих других сразу задал высокую планку разговора и предложил актерам им. М. Горького и другим гостям порассуждать над тем, что такое мироздание, конфликт, предлагаемые обстоятельства, характер, типаж. Поделился своими профессиональными секретами о том, как заострить самый незначительный эпизод и небольшую роль, как заставить воображение актера работать.
– Те, кто со мной работал, знает, что если во время работы актер ссылается на сценарий, то это приводит меня в бешенство, – поделился Никифоров. – Суть в том, что когда мы находимся на съемочной площадке, то для меня не существует никакого сценария, никакого автора, пусть даже такого великого, как Пушкин или Тургенев. Здесь и сейчас творится жизнь, и мы с тобой ее делаем! Сценарий и авторы – это лишь материал в нашей топке. Мы должны создать новый мир, которому зритель бы поверил.
Художественный руководитель Минского областного драматического театра, режиссер Валерий Анисенко поинтересовался отношением мастера к термину «авторское кино». «С моей точки зрения, авторское и великое кино – это ваш фильм «Отцы и дети», – уточнил Валерий Данилович.
– Понятие «авторское кино», на мой взгляд, преувеличено, – парировал Вячеслав Александрович. – Потому что все, что мы делам в профессии, должно быть авторским, всякая деталь и мелочь в идеале должны быть окрашены твоим отношением. Иногда этот идеал по разным причинам не достигается.
– Мне посчастливилось читать рукопись книги Вячеслава Никифорова «Диагноз: режиссер», которая, будем надеяться, скоро будет опубликована отдельным изданием, – отметила заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН Беларуси Антонина Карпилова. – В первой части изложена его теория конфликта и другие теоретические вопросы, а во второй – блестящий, пока не реализованный сценарий «Прости, собака». Это лучшее литературное произведение Вячеслава Никифорова. Прекрасная проза! Все, кто интересуются вопросами кино, обязательно должны прочесть книгу Никифорова.
Режиссер напомнил, что в сокращенном виде материалы из книги публиковались в журнале «Неман» и нашли широкий отклик у читательской аудитории. Организаторы встречи отметили, что встречи с известными кинематографистами в рамках празднования 100-летия белорусского кино будут продолжены.