ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» выпускает сегодня более тысячи наименований автокомпонентов.
...Глядя на неброский, но стильный заводской фасад, который идеально вписывается в застройку улицы Гагарина, и не подумаешь, что это одно из старейших предприятий Беларуси. Его предшественник — мотороремонтный завод — начал трудовую биографию в августе 1944 года. А в 1960‑м завод получил свое нынешнее название. Сегодня это современное высокотехнологичное предприятие. В цехах все радует глаз: новейшее оборудование, чистота, порядок.
ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» входит в состав холдинга «БелавтоМАЗ», выпускает запасные части, узлы и компоненты для грузовой и автобусной техники, а с недавних пор активно развивает и производство, связанное с железнодорожным транспортом. Нынешний список его деловых партнеров выглядит весьма солидно. В нем практически все ведущие белорусские и российские автопроизводители: МАЗ, БЕЛАЗ и «Гомсельмаш», КАМАЗ, «УРАЛ», ГАЗ, «Ростсельмаш».
Совсем недавно барановичские автокомпоненты, а их выпускается более 1000 наименований, в основном шли на конвейеры белорусских предприятий. Доля их использования в российском автомобилестроении была относительно небольшой из-за засилья западных компаний. Однако в 2022‑м, когда многие западные фирмы отказались от сотрудничества с россиянами, ситуация для БААЗ кардинально поменялась, рассказал директор завода Виталий Юркевич:
Сегодня БААЗ активно осваивает новые виды продукции, предназначенные для российских предприятий. С начала года стал поставлять тягово-сцепные устройства для заводов «УРАЛ» и «Ростсельмаш», амортизаторы для автобусов группы «ГАЗ». Недавно в Россию были отправлены первые опытные партии демпферов для рельсового общественного транспорта Москвы и амортизаторов для полуприцепов «ТОНАР».
Барановичское предприятие активно развивает производство импортозамещающих комплектующих. Работа по внедрению собственных разработок ускорилась в 2021‑м, после того как завод вместе с другими предприятиями холдинга «БелавтоМАЗ» попал под западные санкции, отмечает Виталий Юркевич:
— Те, кто вводил санкции против «БелавтоМАЗа», да и в целом Беларуси, рассчитывали ограничить наше развитие. Поэтому надо воспринимать это как стимул доказать всем, что белорусы могут делать конкурентоспособную продукцию мирового уровня. На это в своем Послании обратил внимание и Президент, призвав окончательно избавиться от чужих болтов и гаек и выпускать по-настоящему свой продукт.
Сейчас БААЗ реализует перспективный инновационный проект по выпуску определенных видов тягово-сцепных устройств. На постсоветском пространстве таких буксиров, кроме как в Барановичах, больше нигде не производят. И это сулит хорошую перспективу, особенно в кооперации с российскими автопроизводителями.
— Кооперация выгодна всем, — уверен Виталий Юркевич. — Россияне получают от нас качественные комплектующие, а мы загружаем производственные мощности и повышаем свои компетенции.
Коллектив завода, который насчитывает 800 человек, реально ощущает положительный эффект своей работы. Средняя зарплата на предприятии в 2022‑м увеличилась на треть, а в первом квартале нынешнего выросла еще на 46 процентов и достигла почти 1750 рублей. Текучести кадров на заводе нет, а молодые специалисты с удовольствием выбирают его в качестве первого рабочего места. Как, например, операторы станков с программным управлением Александр Слива и Александр Вороник. Молодые люди вместе учились на инженерном факультете Барановичского госуниверситета, после окончания которого два года назад получили распределение на БААЗ.
— Работать здесь интересно, за такую работу стоит держаться, — объясняет свои мотивы Александр Слива. — После того как отработал на заводе полгода, меня призвали в армию. Отслужив, сразу вернулся обратно, здесь я стал специалистом, умеющим работать с современным оборудованием, вижу для себя перспективы роста.
Друга дополняет Александр Вороник:
— К тому же здесь всячески стараются поддержать своих работников. Когда я женился, то по ходатайству предприятия получил от города арендную квартиру-«малосемейку». Для молодой семьи, особенно когда ты из другой местности, такая поддержка имеет большое значение.
Наладчика станков с программным управлением Николая Будо радует появление на предприятии все большего количества современного оборудования:
— В марте занимались наладкой двух новых высокопроизводительных обрабатывающих центров. Сейчас они в строю. В этом году должны поступить еще три таких же центра. И никакие западные санкции обновлению производства не помешают. Мы будем продолжать спокойно делать свою работу и выпускать качественную и востребованную продукцию.
poplavskiy@sb.by