Маленькая Катя уже на следующий день после операции порывалась прыгать и бегать, а через двое суток отправилась с родителями домой
Если раньше избавиться от аритмии был шанс только ближе к подростковому возрасту, в основном в 14–16 лет, то сейчас хирурги могут оперировать уже и пятилетних малышей.
Первая маленькая пациентка интернациональной бригады — 5–летняя Катя Приходько — уже на следующий день после операции порывалась прыгать и бегать, а через двое суток отправилась домой. Проблемы со здоровьем у малышки начались практически сразу после рождения, уже на втором месяце жизни. С тех пор семье пришлось пройти через многое: реанимации, больничные койки и постоянный прием лекарств, чтобы хоть как–то поддержать больное сердце. Теперь все это осталось позади: девочка полностью здорова. В тот же день от своего диагноза избавился и 6–летний Арсений Гордей...
Обмен опытом и тесное сотрудничество с российскими коллегами — уже многолетняя практика, отмечает директор РНПЦ детской хирургии Константин Дроздовский:
— Сергей Артурович давно приезжает к нам и помогает оперировать врожденные нарушения ритма сердца, правда, раньше речь шла о детях гораздо более старшего возраста. Теперь у него обучается наша команда.
Новое оборудование для таких операций обошлось более чем в 300 тысяч долларов. И приобрести его удалось благодаря тесному сотрудничеству Минздрава Беларуси, Международного благотворительного фонда помощи детям «Шанс», а также финансовой помощи ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» и ОАО «Белгазпромбанк». В планах — проводить не менее 80–100 операций в год.
И, конечно же, дальше стараться снизить возрастную планку. А в умелых руках врачей, без сомнений, это оборудование будет творить настоящие чудеса. Всего же ежегодно в РНПЦ детской хирургии проходит около 1100–1200 операций, более половины из которых — мини–инвазивные. После них ребят выписывают домой буквально на следующий день. Далеко не в каждом европейском центре могут похвастаться такими результатами. Оперируют в Минске и новорожденных, и, случается, крох с критически низкой массой тела — от 500 граммов (представьте, какого размера сердце у такого ребеночка!).
Врачи уверены: без обмена опытом в кардиохирургии, которая имеет дело более чем с 250 пороками сердца, сейчас невозможно обойтись
А вообще, замечает Константин Дроздовский, в кардиохирургии, тем более детской, чуть ли не каждый третий пациент — особый случай для врача даже с многолетним опытом работы. Наряду с достаточно типичными врожденными пороками встречаются и очень редкие, с которыми дети появляются на свет раз в пару лет. Директор РНПЦ уверен:— Без обмена опытом в кардиохирургии, которая имеет дело более чем с 250 пороками сердца, вообще никак. Наши врачи постоянно выступают на международных конференциях, делятся своими знаниями и новыми методиками, выезжают на совместные операции в другие страны. Ведь медицинские проблемы — общие, не какой–то отдельной страны. Появляются все новые технологии и методики, и всегда есть доктора, которые специализируются на лечении определенных пороков и обладают уникальным опытом.
Сами же белорусские детские кардиохирурги совсем недавно вернулись из Китая. Делали также показательные операции в Азербайджане и Украине, а уж в России объездили едва ли не все ведущие медцентры. В Нижнем Новгороде 5 специалистов из РНПЦ детской хирургии вместе с врачами из Англии, Канады, Австралии и США побывали с благотворительной миссией Novick Cardiac Alliance и прооперировали 10 детей со сложными врожденными пороками сердца.
Особая история взаимоотношений сложилась с кемеровскими врачами: вместе с ними белорусские кардиохирурги спасали детей на одном операционном столе, в сложных случаях проводят совместные многочасовые видеоконсилиумы, а иногда из Кемерово пациенты направляются на операцию в Минск.
Прямая речь
Сергей Термосесов, заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Научно–исследовательского клинического института педиатрии имени Ю.Е. Вельтищева (г. Москва):
— Мы много лет сотрудничаем с белорусскими коллегами. Раньше подобные операции проводились и вовсе открытым способом, а сейчас они малоинвазивные, то есть проходят без разрезов, и пациенты могут выписываться из больницы уже через несколько дней. Новое оборудование дало шанс на выздоровление многим детям. И мы всегда готовы помочь белорусским коллегам и советом, и делом.
savitskaya@sb.by