Около 50 скульптурных и графических работ выставлены в Музее истории Витебского народного художественного училища. Это эскизы плакатов, супрематические композиции, гипсовые макеты памятников Карлу Марксу и Карлу Либкнехту, установленных в Витебске, карандашные наброски вполне узнаваемых городских пейзажей.
Почти все это создавалось в ту романтическую пору, когда 25-летний витеблянин Давид Якерсон учился в Москве во ВХУТЕМАСе, а в Витебске лихорадочно, упоительно, страстно работал.
Ненастной осенью 1918 года он плечом к плечу с Шагалом расцвечивал город к первой годовщине Октябрьской революции. Так родились его знаменитые «Красногвардейцы».
– На основе этой работы было создано большое панно, украшавшее здание окружного суда, где позднее разместился Дворец Труда, а нынче располагается Витебский художественный музей, – говорит заместитель директора по науке Витебского краеведческого музея Валерий Шишанов. – Именно это панно можно увидеть в кадрах фильма, снятого в Витебске в 1918 году, как раз во время празднования первой годовщины Октябрьской революции.
Сейчас этот эскиз, в числе сотни других работ Давида Якерсона, хранится в Витебском краеведческом музее.
Впечатленный «беспрерывной работой» Якерсона по украшению Витебска, Марк Шагал самолично направил его на учебу во ВХУТЕМАС, а в июле 1919 года пригласил руководить скульптурной мастерской в Витебском народном художественном училище.
В зале, где выставлены сейчас работы Якерсона, есть и фотография, на которой он изображен с учениками, – возможно, в том самом зале. Во втором ряду – прелестная кудрявая девочка в белой кофточке. Она сидит ближе всех к красавцу-учителю.
В 1921 году Елена Кабищер выйдет замуж за Давида Якерсона, а спустя полвека, когда его уже не будет на свете, сделает все, чтобы его работы вернулись туда, где были созданы, – в Витебск.
– Сама коллекция нашего музея начала формироваться с 1969 года, когда вдова Давида Якерсона, также витебская уроженка Елена Аркадьевна Кабищер передала нам в музей первые работы своего мужа, – рассказывает Валерий Шишанов. – Затем были поступления в 1970-е, в 1980-е годы.
Разумеется, в те времена выставлять их не было никакой возможности. Елена Аркадьевна явно смотрела в будущее. Как смотрел в будущее ее муж, рисовавший роботов в 1920 году, когда такого слова еще не существовало.
В ноябре 1919 года в Витебском народном художественном училище появляется новый преподаватель – Казимир Малевич. В считанные месяцы он обращает и педагогов, и студентов в свою философско-художественную веру – супрематизм. Так родилось художественное объединение УНОВИС – Учредители нового искусства. Одним из активнейших УНОВИСовцев становится Давид Якерсон. Его работы демонстрируются на выставках УНОВИСа в Витебске и в Москве.
Не знаю, выставлялись ли в ту пору созданные Якерсоном в 1920 году двенадцать супрематических этюдов. Современный музыкант, взглянув на них, немедленно подумает о додекафонии. Знал ли Витебск в ту пору о новейших течениях в европейской авангардной музыке? Или это еще одно прозрение Давида Якерсона?
И это лишь малая часть удивительных вещей, представленных на выставке.
Спрашиваю у Валерия Шишанова, можно ли увидеть все это в постоянной экспозиции Витебского краеведческого музея.
– Нет, это графика, ее постоянно нельзя выставлять. Только периодически мы делаем выставки по разным поводам.
К примеру, в 1994 году весной проходила большая выставка, посвященная 75-летию Витебской художественной школы. На ней выставлялись и супрематические этюды. По словам Валерия Шишанова, это было первое крупное представление этих работ. Были и другие выставки, в том числе весной 2018 года в Париже, в Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду.
И вот теперь масштабная выставка в Музее истории Витебского народного художественного училища.
– Сбывается моя мечта, когда в это здание возвращаются те картины, которые были здесь созданы, которые имеют непосредственное отношение к самому училищу и к истории, которой мы с вами все занимаемся, – говорит директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников.
Конечно же, это не значит, что уникальная коллекция работ Давида Якерсона, хранящихся в Витебском краеведческом музее, перейдет в собственность Музея истории Витебского народного художественного училища. Выставка будет находиться здесь лишь до 30 марта, а затем работы вернутся на место постоянной прописки.
Но очень важно, что в Музее училища впервые за долгие-долгие годы можно увидеть подлинники работ, созданных в этих стенах. И глубоко символично, что открытие выставки состоялось день в день через 100 лет после того, как в Витебске на сцене Латышского клуба состоялась премьера знаменитой супрематической оперы «Победа над солнцем».
– Действительно, это событие! – говорит председатель Витебского областного Совета депутатов Владимир Терентьев. – И это наша победа. Очень важно, что мы сегодня можем с открытыми глазами и чистым сердцем друг другу сказать, что мы шли к этому событию все эти годы. Каждый работал, и каждый помнил о том, что Витебск всегда был центром современного искусства.
К 100-летней годовщине УНОВИСа мы пришли с хорошим багажом. Сегодня наш музей является признанной площадкой не только в Республике Беларусь, но и в сопредельном пространстве. Выставки, которые здесь проходят, имеют значение не только на республиканском уровне. Сегодня здесь работает такая плеяда ученых и специалистов, как Валерий Алексеевич Шишанов и Татьяна Викторовна Котович. Мне очень приятно сказать, что завтра со сцены нашего Дворца культуры «Витебск» в числе лучших людей Витебщины в области культуры и искусства прозвучит имя Татьяны Викторовны Котович именно за ту работу, которую она проводила.
Сегодня УНОВИС – это достояние страны, а имена художников, работавших в Витебском народном художественном училище – часть нашей исторической памяти. Благодаря Елене Аркадьевне Кабищер работы Давида Якерсона находятся на родине, мы можем их видеть и с ними общаться.
15 февраля в Национальном художественном музее впервые предстанут работы Лазаря Хидекеля. Супрематизм, из которого выросла вся современная архитектура, дизайн и многое другое, родился на белорусской земле. Мы сами должны это помнить и знать, и тогда об этом будут знать люди на всех континентах Земли.