Какие нормы заложены в формирование цен с нового года

В рамках дозволенного

«С 1 января должна быть четкая, понятная система» — такое требование Глава государства выдвинул в конце прошлого года на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования и контроля за ценами. Меры, принятые Правительством для сдерживания инфляции в ­2022-м, дали положительный эффект. Однако механизм не был идеальным и уже не раз претерпевал изменения. Вот и под занавес 2023 года Совет Министров принял постановление № 713 (4), направленное на выполнение поручений Президента. За счет каких новшеств усовершенствовали систему ценообразования на этот раз?

Шаг за шагом

Все изменения, касающиеся регуляции рыночных процессов, должны быть взвешенными и острожными. Чересчур жесткий контроль и повальная заморозка цен — прямой путь к дефициту для покупателей, с одной стороны, и к разорению производителей и торговли — с другой. В то же время нельзя пускать ситуацию на самотек в условиях, когда инфляцию нам буквально пытаются «импортировать» через экономические санкции Запада. Оттого вопрос справедливого подхода в формировании цен и не теряет своей актуальности. Где и за счет чего искать баланс?

С 1 января 2024 года вводится предельный шаг роста цены на товары, регулируемые постановлением, в размере 0,3 % ежемесячно. Если производитель захочет поднять цифру в рамках дозволенного, то никаких согласований не потребуется. Но это вовсе не значит, что отпускная цена непременно должна расти каждый месяц. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли обратили внимание и на такой нюанс: можно не использовать разрешенные пределы несколько месяцев, а потом одномоментно повысить цену сразу на большую величину. А можно оставлять ее на одном уровне или вовсе снижать, если позволяют возможности и внутренние ресурсы.

Другой вопрос: что если производитель захочет поднять цену больше чем на 0,3 % в месяц? В таком случае придется обращаться за согласованием в соответствующие госорганы и доказывать экономическую обоснованность такого шага, объяснять, что было сделано для снижения собственных издержек и затрат.

— Это будут исключительные случаи, связанные с нештатными ситуациями. К примеру, резко изменился валютный курс, что повлияло на стоимость импортируемого сырьевого компонента в товаре, — прокомментировал глава МАРТ Алексей Богданов. — Отмечу, что при этом усиливается роль нашего министерства: мы теперь будем иметь возможность отменять принятые решения о повышении цены, которые происходят в исключительных случаях, если посчитаем, что это было нецелесообразно или обоснование было недостаточным.

Без межсезонного хаоса

Особое внимание по новым правилам будут уделять регулированию цен на сезонные продукты, в частности овощи. Капуста, лук, а также картофель, свекла и морковь, за исключением мытых, яблоки, огурцы и томаты — ценники на все это традиционно будоражат умы покупателей в холодную пору.

Между тем в ноябре 2023 года — феврале 2024-го в нашей стране запланировано произвести 9,9 тысячи тонн огурцов, хотя месячная потребность — около 2,2 тысячи тонн. Выходит, обеспечить себя можем, а цены удержать не очень-то получается?

— Здесь можно будет повышать цену на размер не более 3,5 % к соответствующему месяцу прошлого года. Вот таким образом мы исключим хаотичный рост цен на эти товары именно в межсезонный период, — пояснил Алексей Богданов.

Выйти из тени импорта

Не упустили из виду и регулирование цен на импортные товары. Так, появился максимальный предел надбавок для импортеров продукции, которая в достаточном объеме производится в нашей стране. По подсчетам МАРТ, доля ввозимого из-за границы должна быть не более 75 % в отечественном розничном товарообороте.

— 49 товарных групп. На них вводится максимальный предел импортной надбавки не более 15 %. Это позволит отечественным производителям продвигаться на внутреннем рынке с большими возможностями и исключить злоупотребления импортеров в виде сложения двух надбавок — импортера и оптово-розничного звена, — рассказал о принятых мерах министр.

Еще нововведения: устанавливаются предельный размер оптовой скидки производителя на уровне не более 15 % и ограничение совокупного размера стимулирующих выплат, осуществляемых производителем (поставщиком) в адрес торговых организаций. Последним также предоставляется возможность напрямую и без участия посредников оказывать рекламные услуги поставщикам товаров. Но и тут важно действовать по правилам:

— Чтобы не было злоупотреблений и выплат бонусов под видом рекламных услуг, мы вводим ограничение — не больше 1 % от суммы поставленного рекламируемого товара. Такие же условия должны распространяться на всю страну, независимо от места расположения торгового объекта, с целью упорядочения этой деятельности, — акцентировал внимание Алексей Богданов.

Довести до ума

Постановление № 713 (4) вступило в силу в первый день 2024 года. Но у производителей, торговли и импортеров есть время адаптироваться к новым условиям. Например, на остатки товаров, регулирование которых вводится впервые, цены должны быть приведены в соответствие в течение десяти рабочих дней после официального опубликования документа — до 16 января включительно. На иные остатки товаров в течение пяти рабочих дней — до 9 января (за исключением остатков, которые сложились на 26 октября 2022 года и до настоящего времени не было нового поступления таких же товаров).

А вот при формировании цен на новые поступления товаров необходимо руководствоваться нормами постановления с учетом изменений, внесенных постановлением.

Что же касается простых потребителей, они вряд ли увидят резкие скачки цифр на ценниках: в денежном выражении разрешенный шаг роста цен на регулируемые товары будет незначительным — всего несколько копеек в месяц. В наступившем году МАРТ продолжит мониторинг за соблюдением ценообразования.

Шире круг

С января перечень регулируемых потребительских товаров изложен в новой редакции. Он пополнился новыми позициями: теперь под контролем цены на равиоли, вареники, мясные подушечки, сливки, ряженку, биокефир, биосметану, биотворог, биойогурт из коровьего молока, блузки, морозильники, роботы-пылесосы, газовые плиты, мясорубки, ряд запчастей к авто, крем-краску для волос и другие товары.

В ТЕМУ

По данным конъюнктурного опроса руководителей промышленных предприятий страны, проведенного НИЭИ Минэкономики, в краткосрочной перспективе объемы производства и уровень цен на продукцию останутся на прежнем уровне.

Более 70 % опрошенных заявили о сохранении либо росте объемов выпуска продукции, более 80 % — о стабильном уровне занятости. Средний период обеспеченности заказами отечественных производителей превышает три месяца. При этом уровень рентабельности по промышленности сохраняется в среднем размере около 9 %.

kurak@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter