В Польше совершено нападение на директора программы Калиновского

Удивительная страна Польша — лупят там нещадно всех, кто под руку попадется. На сей раз прилетело руководителю Центра Восточной Европы Варшавского университета, председателю польской части Форума польско-украинского партнерства при МИД Польши и директору стипендиальной программы имени Калиновского профессору Яну Малицкому.

По информации, которую опубликовали «независимые белорусские СМИ», в ночь на 20 декабря двое мужчин в Казимировском парке, расположенном в центре Варшавы, спросили у Малицкого, как его зовут. Когда потерпевший назвал свое имя, он получил удар по голове, потерял сознание и пришел в себя уже в машине скорой помощи. Малицкого доставили в Пражскую больницу в Варшаве. Пострадавший не узнал нападавших, причины нападения ему тоже не известны.

Что такое программа Калиновского?

Польская государственная программа Калиновского была создана под патронажем премьер-министра Польши в 2006 году. Директором программы в Польше стал Ян Малицкий. С белорусской стороны единоличными владельцами и кураторами программы на долгие годы стали «оппозиционный политик» Александр Милинкевич и его жена Инна Кулей.

Программа предполагала оплату обучения, проживания и небольшой стипендии для белорусской молодежи. Абитуриенты распределялись для учебы в различные польские университеты. Изначально декларировалось, что участие в программе могли принять «студенты, отчисленные из белорусских вузов по политическим причинам, а также те, кто не может продолжать свое образование в Беларуси из-за политических взглядов».
Однако очень быстро обучение по программе Калиновского, как и все, что к чему прикладывает свои руки белорусская оппозиция, превратилось в коммерческий проект семьи Милинкевич-Кулей. По программе Калиновского после 2010 года «обучались» такие «студенты», как бывший кандидат в президенты Андрей Санников, его жена Ирина Халип, его же помощник Дмитрий Бондаренко со своей супругой и другие персонажи, которые ни по возрасту, ни по каким-либо другим причинам попасть на программу просто не должны были.
Да и молодежь, которая выезжала из Беларуси на учебу по программе Калиновского, тоже была очень сомнительного качества и в большинстве случаев далека от какой-либо политики. Например, программа пользовалась большим спросом у уклонистов от службы в Вооруженных Силах Беларуси и фигурантов реальных уголовных дел, которые даже близко не были бывшими студентами, да еще и с «политическим» уклоном.

В рядах оппозиции неоднократно возникали скандалы по поводу вольного использования семьей Милинкевич-Кулей средств, которые выделялись на программу. А студенты жаловались, что в Польше они жили в абсолютно скотских условиях, стипендии урезались и выплачивались не вовремя, а обучение проводилось на очень низком уровне.
К самим студентам тоже была масса претензий: сотни стипендиатов отчислялись в первый же год учебы по причине академической неуспеваемости, пропуска занятий, злоупотребления алкоголем и наркотиками, драк, краж, порчи имущества. Именно постоянный наркотический и алкогольный угар чаще всего и вспоминают студенты программы, когда им надо охарактеризовать свою «учебу» в Польше.
В большинстве случаев обучение по программе Калиновского рассматривалось как возможность сбежать из Беларуси, получить на первое время жилье и стипендию и остаться в Польше навсегда.

Ян Малицкий много лет оставался директором программы имени Калиновского. И наверняка вольное обращение с выделенными поляками средствами практиковали не только Милинкевич и Кулей. Тем более что потерпевший прекрасно знал, кого принимают для учебы по программе и как происходит отбор в Беларуси.

Однако нападение на Малицкого вполне может быть связано и с его критикой в адрес руководства Украины, которое, по мнению потерпевшего, не стремится к восстановлению исторической справедливости в вопросе Волынской резни. Польша много лет настаивает на разрешении эксгумации жертв, строительстве мемориальных кладбищ и внесении в украинские учебники соответствующих изменений в оценке этого исторического события как преступления в отношении польского населения. Такую же позицию занимал и пострадавший, о чем неоднократно заявлял в интервью и выступлениях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter