— Кроме юбилея Полоцка, нынешний фестиваль отмечен и другими важными датами, — говорит творческий лидер фестиваля, органистка, заслуженная артистка Республики Беларусь Ксения Погорелая. — Это и Год исторической памяти, — а на нашей полоцкой земле очень многое связано с исторической памятью, — и 500-летие со дня издания «Малой подорожной книжки» великого полочанина Франциска Скорины.
Все это, конечно же, отразилось на концертных программах.
Концерт открытия целиком составлен из белорусской музыки.
За органом Ксения Погорелая
В первом отделении в исполнении камерного оркестра под управлением дирижера, выпускника Уфимского института искусств Раиля Садыкова прозвучали произведения Яна Давида Голланда и Матея Радзивилла, а также популярное Adagio для струнного оркестра Дмитрия Смольского и «Средневековая музыка для струнных и ударных» Вячеслава Кузнецова (первое исполнение в Полоцке). Солист — Сергей Бритиков.
Примечательно, что камерный оркестр «Европа-Центр» объединяет преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений Полоцка и Новополоцка. Кроме Полоцка, он с успехом выступал и в областном центре, и в столице, и в Поставах, и в Браславе, и в Борисове. Аплодировали ему и в Брюсселе.
Дирижирует Раиль Садыков
А второе отделение целиком было отдано звучанию органа и единственному автору, который в этот вечер властвовал над душами собравшихся в Софийском соборе.
Ксения Погорелая исполнила три органных сюиты белорусского композитора Анны Короткиной: «Фрески, «Гольшаны», «Франциск Скорина». Урожденная витеблянка, ученица Андрея Мдивани и Дмитрия Смольского, Анна Короткина рано ушла из жизни, но оставила после себя богатое творческое наследие.
— С Анной Короткиной мы дружили почти двадцать лет, — рассказывает Ксения Погорелая. — На этом фестивале я исполняю ее основные органные произведения. Сюита «Фрески» была написана в 1990-е годы — как раз тогда, когда в Спасо-Ефросиньевской церкви обнаружились первые фрески XII столетия. Первой фреской была «Сошествие во ад», затем «Преображение», и именно так называются части Аниной сюиты.
Ксения Погорелая, Игорь Оловников и Анна Короткина после концерта в Полоцке, 2017 год
В рамках фестиваля состоится еще пять концертов.
8 апреля — вечер романсов Прокофьева, Рахманинова и Чайковского в исполнении певицы из Санкт-Петербурга Марии Литке и пианистки Валентины Майстер (кстати, она в детстве училась у Ксении Погорелой).
15 апреля под сводами Софийского собора зазвучит кларнет в сопровождении фортепиано. Свое искусство камерной игры продемонстрируют минчане — Евгений Шиманович и Екатерина Николаева.
21 апреля в Полоцке с нетерпением ждут камерный оркестр музыкальной капеллы «Сонорус» под управлением недавно назначенного главного дирижера Вячеслава Ларина. Самым ожидаемым событием вечера станет «Stabat Mater» Перголези с участием молодых минских солисток Юлии островской (сопрано) и Натальи Толстик (меццо-сопрано).
28 апреля Могилевская городская капелла под управлением Сергея Лищенко исполнит программу «Моцарт на все времена».
Могилевчан в Полоцке знают и любят.
— Мне очень нравится Могилевская капелла, — говорит Ксения Погорелая. — Я с ними работала и слышала их в разном репертуаре. Там и хор хороший, и симфонический оркестр замечательный, и отличный дирижер Сергей Лищенко. Я считаю, что послушать 41-ю симфонию и «Коронационную мессу» Моцарта в акустике Софийского собора — это большое счастье.
Завершится фестиваль по традиции в Ночь музеев 20 мая. Те, кому посчастливится побывать на этом ночном концерте, услышат дуэт двух талантливых женщин — замечательной органистки Ксении Погорелой и российской певицы Татьяны Сучковой-Гаврииловой. Программа пока остается тайной. Но, конечно же, она будет проникнута поэзией наступающего белорусского лета.
Фото Музея истории архитектуры Софийского собора