Пожалуй, главная достопримечательность Гомеля — дворцово–парковый ансамбль на высоком берегу Сожа. Поэтому, если будете в городе, не поленитесь его посетить.
Между тем предыстория этого места интересна сама по себе. Когда–то здесь стояли дремучие леса таежного типа, водились носороги и мамонты (неподалеку от современных границ парка обнаружено их древнее природное кладбище). Отсюда начинался собственно Гомель — первые поселения относятся к каменному веку.
Нынешний парковый Лебяжий пруд тогда был полноценной речкой Гомеюк, от которой, по одной из версий, и пошло название города. Любопытно, что само слово «Гомеюк» может происходить от финского «homma joki» — «быстрая река». Казалось бы, откуда тут взялись финно–угорские племена? Дело в том, что на протяжении тысячелетий здесь сменилось множество языков и народов, о чем свидетельствуют названия рек и озер, — водоемы оказались более долговечными, чем ранние цивилизации.
Славяне–радимичи пришли сюда в раннем средневековье и начали обустройство со строительства дубовой крепости — как раз там, где сегодня дворец. Помимо прочего, новые обитатели этих мест создали крупнейшую из обнаруженных на территории СССР оружейных мастерских, где ковали мечи и панцири.
На протяжении нескольких веков войны периодически обращали в пепел то, что успевали отстроить местные жители. Одной из наиболее жестоких стала осада гомельского замка казаками в середине XVII века. До сих пор в городских легендах фигурируют подземные ходы, якобы существующие под парком. Часто за них принимают ливневую канализацию. Но в XVII веке ход действительно был — он вел из замка к реке. Только взорвав выход и отрезав замок от воды, казаки вынудили защитников сдаться.
В 1772 году Гомель (Гомий) вошел в состав Российской империи и вскоре был вместе с жителями подарен Екатериной Великой полководцу Петру Румянцеву. К тому времени и с политической, и с военной точки зрения деревянная крепость на берегу Сожа утратила былую актуальность. По приказу Румянцева древний замок снесли, и с 1777 года началось строительство дворца в его нынешнем виде. Впрочем, и сегодня, спустя почти два с половиной века, в гомельском парке можно заметить остатки древних оборонительных рвов.
К обустройству парка и дворца приложили руку все последующие владельцы Гомеля. При князе Иване Паскевиче выдающийся польский архитектор Адам Идзиковский начал обустройство парка в виде, близком к современному. Впрочем, эта близость довольно условна... Уже никогда не вернутся в парк мраморные скульптуры «под античность». Многие шедевры гомельского парка унесены войнами.
В начале XX века парк князей Паскевичей, безусловно, являлся жемчужиной города. Однако как выглядит эта жемчужина, знали далеко не все гомельчане. Вход в парк был открыт только два дня в неделю и стоил приличные деньги — 15 копеек (очень приблизительно — около 2 — 3 нынешних у.е.). Пускали только «прилично одетую публику». К осмотру дворца допускались только особо важные гости в сопровождении дворецкого.
Революция и последующие войны многое изменили. Впервые немцы появились здесь в 1918 году, но пробыли недолго. Кстати, вместе с ними в январе 1919–го, перед приходом Красной Армии, покинула Гомель и последняя владелица парка княгиня Ирина Паскевич. Позже она все же вернулась в любимый город.
В годы гражданской войны дворец и парк особенно сильно пострадали в ходе вспыхнувшего белого «стрекопытовского» мятежа и при его подавлении. Примечательно, что пока артиллерия Красной Армии с левого берега Сожа обстреливала дворец (почему–то считалось, что там находился штаб мятежников), городская пожарная команда тушила его и пыталась спасать ценности.
Весьма драматичной оказалась судьба конной статуи национального героя Польши и Франции Юзефа Понятовского, выполненная знаменитым датским мастером Бертелем Торвальдсеном. В соответствии с логикой изначально изваяние находилось в Варшаве — в Гомель его вывез Паскевич после подавления польского восстания 1830 — 1831 годов. Дело в том, что Николай I собирался уничтожить памятник, который, как считалось, излишне будоражит патриотические чувства поляков, но генерал–фельдмаршал Паскевич выпросил скульптуру для себя. Спустя более ста лет Понятовский все же вернулся на родину — чтобы там погибнуть. На этот раз спираль истории вывела к варшавскому восстанию 1944 года. То, что не сделал русский царь, сделали гитлеровцы — подавив мятеж, они просто расстреляли памятник польскому герою.
Мало кто знает, что своим спасением в смутные послереволюционные времена дворец и хранящиеся в нем коллекции обязаны жене председателя реввоенсовета Льва Троцкого — Наталье Седовой. Она курировала музейное дело в молодой республике. Именно ее имя носил музей в первые годы советской власти — пока и Троцкий, и Седова не попали в опалу.
К годам становления новых имущественных отношений относятся любопытные документы. С формулировкой «во временное пользование» различным советским учреждениям из гомельского дворца уходили мебельные гарнитуры, фарфор, уникальные часы... След этих раритетов теряется в угаре НЭПа. Несмотря на разруху и голод, подавляющая часть утраченных сокровищ гомельского дворца приходится вовсе не на долю мародеров и грабителей. Сегодня не сосчитать, сколько всего было распродано либо вывезено за пределы Беларуси официальным путем. Только в 1919 году дворец лишился 1,6 тонны золота и серебра...
Настоящей катастрофой для комплекса стала Вторая мировая война. Немцы устроили перед дворцом кладбище, вывезли все, что имело ценность. После освобождения Гомеля дворец пришлось восстанавливать по фотографиям и рисункам — на его месте были руины...
Сегодня, несмотря ни на что, парк возродился. И в полумраке его аллей до сих пор витают образы далекого прошлого.
Юрий ГЛУШАКОВ.
Открытки из коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.