Источник: Знамя юности
Знамя юности

Под Речицей археологи ведут раскопки поселения ранней славянской культуры — зарубинецкой. Что нашли?

В поисках сюльгамы

Испытать себя в деле в свободное от учебы время – таких возможностей у молодых людей нынче много. Встречаются и совершенно эксклюзивные предложения летней занятости. Например, в этом сезоне Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова предложил волонтерство в археологической экспедиции. Ключевой навык – держать в руках лопату. Умеем, выдвигаемся.


Деревня Горошков Речицкого района. По центральной улице направляемся к белому дому за зелеными воротами. Вот он – переход в портал раннего железного века, а в реальности – мес­то размещения Южно-Белорусской экспедиции Государственного Эрмитажа в сотрудничестве с Ветковским музеем старообрядчества и белорусских традиций. Здесь и археологи, и палаточный городок волонтеров. Поле интереса – поселение и места погребения зарубинецкой археологической культуры, которая относится к III веку до нашей эры – началу I века нашей эры. Научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Лариса Воротинская рассказывает:

– Зарубинецкая считается одной из самых ранних славянских культур, откуда, по мнению ученых, и пошли наши предки. В чем отличительная особенность? Она сформировалась под влиянием кельтов и относится к числу культур так называемой кельтской вуали. В Горошкове сохранился целый архео­логический комплекс, который позволяет вести масштабные раскопки и делать глобальные научные выводы. Начиная с 2014 года этот научно-исследовательский проект сопровождает Государственный Эрмитаж. На протяжении десяти лет практически каждое лето мы здесь работаем вместе с белорусскими коллегами. Все находки остаются в Ветковском музее.


Научный сотрудник ведет нас к месту работ. По ходу рассказывает, в каком времени мы оказались именно в этой точке на карте. По одну сторону тропинки – городище милоградской культуры VII–III века до нашей эры. Его исследовали еще в советское время. Тысячелетия тому над этим рукотворным валом высился частокол, а за ним постройки, служившие укрытием при вражеских набегах. По другую сторону тропинки – кукурузное поле, за ним поселение более поздней культуры – зарубинецкой, которая нас особенно интересует.

Квадраты ровненького золотистого песка, размеченные сеткой колышков, – места погребения зарубинцев. Для того, чтобы приблизиться к глубинам раннего железного века, археологи сняли более полуметра пахотного слоя. Интересно, как и сколько в итоге? Вручную лопатами перебросили несколько сотен кубов земли, подсчитывает руководитель экспедиции с белорусской стороны научный сотрудник Вет­ковского музея старообрядчества и белорусских традиций Александр Дробушевский:

– Вот этот слой желтого песка – непосредственно места погребения. В зарубинецкой культуре был принят обряд кремации. Захоранивали прах, а вместе с ним керамическую посуду, оружие, украшения. Пока из самых распространенных находок – глиняные миски, сосуды, наконечники копий, ножи, фибулы – застежки для одежды. Кстати, именно для этой местности были характерны сюльгамы – фибулы с круглой или овальной дужкой и подвижной иглой. Все это очень хрупкое. Мгновенно может рассыпаться. Поэтому из земли ничего не достаем, пропитываем специальным раствором и вместе с песком, цельным фрагментом, доставляем на реставрацию. В Горошкове работает выездная лаборатория Государственного Эрмитажа.

Такая полевая романтика

Специальные лопатки, кисточки, раствор для пропитывания – это для профессионалов, когда на раскопе уже достигнут нужный слой. Нам же, волонтерам, предлагают взять в руки лопаты. Нужно зачищать квартал, выравнивать до зеркальной гладкости. Лариса Воротинская знакомит с группой ребят:

– На днях нам в помощь прибыл студенческий археологический отряд Санкт-Петербургского государственного университета «Тор». Некоторое время назад работали волонтеры из белорусских вузов, ожидаем еще гомельских ребят.

Студотряд «Тор» из Санкт-Петербурга в Беларуси впервые

Волонтеры из Питера берут нас под свою опеку. Российское молодежное отрядовское движение в лице «Тора» представляет Алексей Иляхунов, руководитель пресс-центра студотряда:

– Студотрядовское движение очень развито как в целом в России, так и в Санкт-Петербурге и нашем вузе в частности. Сюда приехали ребята с разных факультетов (политологи, филологи, информатики, математики, физики) и из разных городов (Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Омск, Чита). Я, например, из Архангельска. Конечно, интерес к родной истории – ключевой. Но студенческий отряд – это не только про археологию, это еще и про труд на благо, новые знакомства, достопримечательности. На выходные у нас запланированы поездки по городам Беларуси.

После снятия пахотного слоя начинается ювелирная работа

Мастер отряда – хрупкая барышня Елизавета Шуров­а. Она же связующая нить с руководителями экспедиции. Археологи говорят, что и где копать, она «нарезает» задания студентам. Сама из-под Екатеринбурга, учится на третьем курсе филологического факультета, направление «Литература народов зарубежных стран, французский язык», в Беларуси впервые:

– Давно хотела приобщиться к полевой культуре. Пожить в палатке, заночевать в спальнике, по­слушать песни у костра. Даже не ожидала, что будет так интересно и столько хороших людей встречу. Работа, конечно, непростая, у всех ребят мозоли. Но это очень увле­кательно. Во-первых, ты понимаешь, в каком мест­е находишься – здесь жили твои предки, древнейшие славяне! А во-вторых, твоя работ­а может стать началом какого-нибудь сенсационного открытия, уникальной находки. И еще в Беларус­и очень красиво. Выбирались на Днепр. Дума­ли, будет холодная вода. А нет, теплая.

Фибула – одна из самых частых находок в Горошкове

Постигаем премудрости археологических раскопок: лопату держать почти горизонтально, зачищать слой по десять сантиметров, все фиксировать. А иначе никак. Рискуем пропустить, возможно, самые ценные знаки из далекого славянского прошлого... 

КСТАТИ

За время работы Южно-Белорусской экспедиции было обнаружено множество ценных предметов. Уникальные арбалетные фибулы, наконечники ножей и копий, ритуальная посуда и не имеющее аналогов в мире ожерелье из бронзовых звеньев, найденное при раскопках в Горошкове и восстановленное реставраторами Государственного Эрмитажа.


draluk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter