Есть гонки в Формуле-1, отчеты о которых могут годами пылиться на архивных полках, не будучи востребованными для повторного просмотра или изучения. А есть и такие, о которых будут вспоминать при всяком удобном случае, приводя в пример отдельные эпизоды, по сотни раз пересказывая те или иные фрагменты, а главное, точно и надолго запомнив, когда и где случилось это знаменательное событие. Первый Гран-при Азербайджана, состоявшийся в прошедшее воскресенье на берегу Каспийского моря под стенами старой части города Баку, - из ряда таких гонок.
Когда в прошлом году Азербайджан впервые включил свое имя в историю Формулы-1, приобретя за кругленькую сумму в несколько десятков миллионов евро право провести у себя на городской трассе Гран-при Европы, число скептиков, рассуждающих о будущем этого временного автодрома, явно превышало число оптимистов. Даже само название "европейского этапа" казалось многим слишком уж "притянутым за уши", судя по тому, что именно по Каспию и проходит географическая граница Европы. Но в отсутствие в календаре "королевы автоспорта" таких автодромов, как Нюрбургринг или Валенсия, где имели место быть в разное время Гран-при Европы, руководство Формулы-1 в лице тогдашнего своего главного босса Берни Экклстоуна решило дать под этой европейской крышей зеленый свет новому региону.
Отдадим должное азербайджанцам. Несмотря на явную нехватку опыта как в международном автоспорте, так и в организации подобных автомобильных шоу, они сумели "не упасть лицом в грязь". И уже на следующий год с достоинством Гран-при Европы был переименован в Гран-при Азербайджана. Понятно, что присутствие президента страны со своей супругой на этом празднике было неотъемлемым атрибутом. Более того, Ильхам Алиев даже дал старт нынешней гонке из кабинки бессменного Чарли Уайтинга.
Безоблачное небо начала уикенда
Бакинская погода середины июня не отличается ни особой жарой, ни обилием дождей. Поэтому ждать погодных сюрпризов командам, приехавшим на каспийское побережье Кавказа, не приходилось. Определенную тревогу вызывали узкие размеры в некоторых местах трассы, учитывая, что обновленные болиды нынешнего сезона стали шире по габаритам и быстрее по скорости. Но это давало надежду на появление интриги в гонке. Особенно тем, кто не хотел бы повторения малообгонного сюжета прошлогоднего Гран-при в Баку.
По ходу свободных заездов стало ясно, что болидам эта трасса вполне подходит. Разве что один поребрик в районе 8-го поворота был высоковат, вынуждая пилотов рисковать и прыгать с него, как с трамплина, чтобы сэкономить пару десятых секунды. Не у всех полет, правда, завершался успешно, и после аварий Серхио Переса на "Форс Индия" и Джолиана Палмера на "Рено" Чарли Уайтинг отдал распоряжение поребрики в этом повороте "смягчить", то есть сделать их покороче.
События первой гонки чемпионата Формулы-2, которую пришлось досрочно закончить красными флагами из-за аварии в самом узком месте трассы, слегка отрезвили "старшеклассников", всегда с интересом наблюдающих, как проходят события у "молодежи". Поэтому гонщики Формулы-1 в этом месте пилотировали более аккуратно, чем подрастающее поколение.
В целом же воскресная гонка обещала быть интересной, учитывая, что в середине пелотона к лидирующей тройке команд вплотную подтянулись и "Форс Индия", и "Уильямс", использующие моторы "Мерседес". Сама же заводская немецкая команда вновь была, бесспорно, самой быстрой в последней квалификационной попытке. Льюис Гамильтон более чем на секунду опередил лучшего из пилотов "Феррари" Кими Райкконнена, занявшего 3-е место на старте. А своему финскому напарнику Вальттерри Боттасу британский чемпион "привез" в субботу почти полсекунды. По числу поул-позишн, со своим показателем "66", Льюис приблизился почти вплотную к долгое время остававшемуся незыблемым рекорду Михаэля Шумахера (68).
Лидер чемпионата Себастьян Феттель смог заработать право лишь на 4-ю позицию на стартовой решетке, всего на 0,03 сек опередив Макса Ферстаппена. Пытаясь обойти своего напарника по "Ред Булл", немного перестарался Даниель Риккиардо. Он разбил свой болид за 3,5 минуты до окончания сессии, и в лучшем случае в надежде на то, что механики успеют восстановить машину к старту гонки, ему предстояло стартовать с 10-го места.
Первый круг и первые столкновения
Отлично стартовав, Льюис обезопасил себя от коллизий в тесноте первых поворотов. А причины для волнения, надо сказать, у него были вполне обоснованные. Преследовавшая его пара финских гонщиков, очевидно разгоряченная жаром 50-градусного асфальта, явно была на автодроме в Баку далека по своему темпераменту от своих обычных терминов "холодный" и "ледяной". Кими сумел обойти своего соотечественника по наружной траектории второго поворота, а Вальттерри, пытаясь не отстать от пилота "Ферррари", слишком смело заехал левыми колесами на поребрик. Его "Мерседес" подпрыгнул и ударился слева в корпус болида Райкконнена.
Соперники дуэлянтов не преминули воспользоваться ситуацией. Феттель проскочил вперед, пристроившись за Льюисом. Следом за ним объехали "финскую парочку" еще и Серхио Перес с Максом Ферстаппеном. Инцидент между финнами был признан гоночным, хотя с позиций Кими это выглядело несправедливо. Фактически Боттас выбил его из борьбы, поскольку повреждения машины оказались не такими уж и безобидными. И хотя Райкконнен, потеряв 3 позиции, продолжил движение, мечтать о борьбе за места на подиуме ему было уже гораздо сложнее.
Сам же виновник "чисто финской дуэли", проколов при столкновении колесо, медленно отправился к своим механикам в боксы, где ему еще заменили заодно и передний носовой обтекатель. Его отставание на 2 круга после возвращения в гонку вряд ли кого вдохновило бы в тот момент рассматривать Вальттерри в качестве претендента на почетные места на подиуме. Но, как оказалось, зря. Дальнейшая кутерьма событий доказала одно: в гонках Формулы-1 может случиться всякое, и если машина позволяет продолжать движение, надо гоняться и надеяться на удачу.
Ненадежность моторов и электроники от "Рено"
Первой жертвой "слабости" продукции французских мотористов стал Джолиан Палмер. Еще на прогревочном круге британец заметил какие-то неполадки с системой зажигания на своем двигателе. И действительно, "сердце" его машины "Рено" приказало долго жить уже на 8-м круге. Напомним, что до сих пор Палмер не смог набрать ни одного очка в гонках, и каждый такой "нулевой" результат приближает британца к критической отметке решения вопроса о его дальнейшем пребывании в команде. Резервный пилот "Рено" россиянин Сергей Сироткин, пожалуй, при таком стечении обстоятельств готов в любую минуту перехватить эстафету и запрыгнуть в освободившийся кокпит.
Буквально через 4 минуты замер на трассе и болид "Торо Россо" Даниила Квята. На машине россиянина, который ехал к тому времени 11-м, отказала французская электроника. Отсутствие кранов в том месте, где остановился Даня, вынудило руководство гонки дать отмашку на выезд первого сэйфети-кара. На этом проблемы моторов "Рено" не закончились: поехав обслуживаться в боксы, сошел с дистанции опять же из-за французских мотористов Макс Ферстаппен. А ведь темп, который голландец показывал в свободных заездах, бессменно лидируя в таблице результатов, вселял добрые надежы на успех команды "Ред Булл". На момент схода Макс был в пелотоне 4-м.
Пока убирали с трассы машину Квята, никому не пришло в голову заодно подумать и об обломках, оставшихся на дорожном полотне после столкновения Кими и Вальттерри. Более того, периодически от болида "Феррари" финского чемпиона продолжали отлетать какие-то части, создавая угрозу безопасности. Не проехали команды после рестарта и пары кругов, как вновь был дан сигнал появления "сэйфети-кара". Чтобы создать неопытным маршалам более удобные условия для собирания обломков машин на трассе, Чарли Уайтинг дал даже распоряжение провести гонщиков через пит-лейн.
Минутное "помешательство" Феттеля
Вернувшись на трассу, пелотон растянулся "шевелящейся змейкой": гонщики старались прогреть быстро остывающие шины и пилотировали зигзагами, используя всю ширину трассы, чтобы в момент очередного рестарта колеса меньше скользили. Надо сказать, что итальянские шинники перестарались со своими покрышками для Гран-при Азербайджана. И даже очень мягкий суперсофт оказался значительно жестче обычного. Практически можно было бы и на одном комплекте доехать до самого финиша. Но проблема была именно в узком диапазоне рабочих температур этих шин, попасть в который удавалось не всем и не сразу. Болиды опасно скользили в поворотах на новом асфальтном покрытии, и все это заставляло гонщиков любыми способами прогревать покрышки за счет пилотирования "змейкой", следуя за "машиной безопасности".
Льюис Гамильтон, разочарованный очередным появлением сэйфети-кара, каждый раз уничтожающим его отрыв от преследователей, пожаловался по радио, что машина безопасности слишком уж медленно едет по трассе. На что ему ответили, что ее бессменный с 2000 года водитель Бернд Майлендер "и так едет с максимально возможной скоростью". А заодно и попросили Льюиса увеличить дистанцию между его "Мерседесом" и машиной Бернда.
Рваный режим движения лидера пелотона за машиной безопасности - дело обычное. Как правило, лидирующий пилот сам выбирает, как именно ему ехать за сэйфети-каром. И многие стараются не только использовать ширину всего дорожного полотна, но и производить короткие ускорения с последующим торможением. Это позволяет лучше сохранить рабочую температуру шин, а заодно и заставить понервничать соперников, "наседающих сзади". Особенно внимательно надо следить за впереди идущей машиной в момент приближения к линии, после которой уходит обратно на пит-лейн сэфети-кар, дается команда рестарт и гонщикам разрешено атаковать.
На этот раз в Баку, как показывают многочисленные просмотры записи гонки, Себастьян Феттель, следуя за Льюисом, со своей стороны решил оказать дополнительный прессинг на своего главного конкурента. В то время как Гамильтон то слегка ускорялся, то перед поворотами замедлялся, немецкий чемпион старался держаться прямо на хвосте у лидирующего "Мерседеса", чтобы слишком не отстать к моменту рестарта.
И вот на одном из таких поворотов Льюис, как и все предшествующие разы, сбросил скорость, чтобы заставить Себастьяна держаться подальше, а тот не успел среагировать и... ударил носом своего болида в корму машины британца. Как показала телеметрия, никакого торможения Льюис в этот момент не производил, его скорость была около 50 км/ч, что никак не противоречит регламенту. Но зазевавшийся Феттель, разозленный своим неудачным пилотированием, решил полностью за это столкновение возложить вину на соперника. Себастьян понимал, что с поврежденными элементами носового обтекателя ему теперь все равно придется заезжать в боксы, а значит, собственная невнимательность стоила ему возможной победы. Он нажал на газ, поравнялся слева с машиной своего "обидчика", стал размахивать рукой и неожиданно повернул свой болид в сторону Льюиса. Машины столкнулись, но, правда, затем смогли продолжить движение.
Само происшествие поначалу прошло мимо внимания видеооператоров. Но спустя несколько минут, когда им заинтересовались стюарды, взяв под свое рассмотрение, зрителям оно было показано во всех подробностях.
Первое столкновение было признано гоночным инцидентом, поскольку не было выявлено факта экстренного неоправданного торможения болида Льюиса. Более того, как я уже писал выше, британец вообще не нажимал на педаль тормоза в этом месте, ограничившись лишь сбросом ноги с педали газа.
А вот во втором столкновении, которое Феттель совершил умышленно, Себастьян был признан виновным. Конечно, за такие действия стюарды могли показать немецкому чемпиону и "черный флаг", то есть дисквалифицировать его. Но, как они потом сами объясняли журналистам, поднявшим целую волну споров и обсуждений вокруг этого инцидента, никто не хотел мешать "честной борьбе" претендентов на титул. Поэтому ограничились весьма скромным наказанием виновника: проезд по пит-лейну с остановкой на 10 секунд у боксов своей команды. Странное, прямо скажем, оправдание для "щадящего" наказания за подобное неспортивное и даже опасное поведение.
Самое удивительное в этой истории - это то, что Себастьян не только не признал своей вины в умышленном таране машины "Мерседес", но и до сих пор, судя по его комментариям в прессе, остается убежденным в своей правоте. Мол, поступил правильно, и надо было именно так по-мужски наказать Льюиса за якобы его экстренное торможение, спровоцировавшее аварию. У многих знающих Себастьяна давно и не понаслышке сложилось мнение, что на немецкого чемпиона нашло какое-то минутное затмение в те минуты инцидента. Как будто красная пелена затмила ему глаза, и он до конца не осознавал, что он делает. Хорошая репутация гонщика-профессионала зарабатывается долго, но однажды вот таким вот поступком можно все доброе в своей репутации растерять сиюминутно.
Красные флаги на помощь пылесосам
После состоявшегося рестарта гонка все равно не смогла войти в нормальное русло. На этот раз столкнулись между собой пилоты команды "Форс Индия". Эстебан Окон пробил на своей машине колесо, а Чеко Пересу пришлось и вовсе сойти с трассы. Но на этом приключения не закончились. Не помогло даже еще одно появление сэйфети-кара.
Обилие обломков на трассе, вызвавшее прокол колеса у "Феррари" Кими Райкконена, вынудило руководство Гран-при, как говорится, от греха подальше, через несколько кругов в режиме "машины безопасности" выбросить красные флаги и остановить гонку. Пока маршалы убирали и чистили асфальт автодрома, команды получили возможность провести необходимые ремонты на болидах своих гонщиков.
Удивительное дело, в гонку вернулся не только Серхио Перес, но даже и Кими Райкконен, который после прогулки по трассе без колеса повредил и днище, и заднюю подвеску. Правда, финишировать в конце концов Кими так и не смог. Как он сам пояснил, два раза сойти с трассы в течение одной гонки - это небывалое по своей неудачности явление.
Феттель перехватывает инициативу
Когда через несколько минут гонку все же возобновили, то обнаружилось, что подголовник на машине Гамильтона не закреплен. Под воздействием потоков ветра, особенно на длинной, 2-километровой прямой бакинского автодрома, этот кузовной элемент приподнимался и грозил оторваться от корпуса. Льюис по рекомендации команды какое-то время пытался закрепить или хотя бы удержать подголовник рукой. Но на большой скорости это было не только бесполезно, но и опасно. В "Мерседес" вынуждены были позвать своего лидера на внеплановый пит-стоп. Подголовник был заменен, а Льюис откатился за пределы лидирующей "шестерки".
Так уж совпало, что на следующем круге поехал отбывать свое наказание и Феттель. По времени немецкая команда сработала чуть быстрее итальянцев, но выехав на трассу, Льюис уперся в более медленные машины. А вот Себастьяну, проехавшему круг в роли лидера перед заездом на пит-стоп, удалось создать себе безопасный отрыв. И с пит-лейна на трассу он вернулся впереди Льюиса.
Несколько сразу же проведенных атак были умело отбиты немецким чемпионом и не позволили Гамильтону вернуть себе лидерство в этой дуэли. В конечном итоге претенденты на титул так и приехали с 1,5-секундным интервалом на финиш: Феттель - 4-м, а Льюис - 5-м.
Знакомые и новые лица на подиуме
А вот подиум в Баку был на редкость нехарактерным для последних 3 лет. На фоне всех сошедших впереди его конкурентов Даниель Риккиардо сумел отлично провести гонку и победить. В пяти секунах за ним долгое время ехал канадский дебютант Лэнс Стролл, которого в свою очередь последние 20 кругов пытался догнать Вальттерри Боттас. События последнего круга были апофеозом всей гонки. Боттасу удалось добраться до юного канадца и на последних метрах дистанции провести атаку. У финна в распоряжении была и возможность подвижного крыла, и даже слип-стрим. И буквально на последних 5 метрах ему удалось обойти Стролла. В таблице результатов этих пилотов разделила всего 0,1 сек.
Впрочем, никого в этот день расстроенным на подиуме мы не увидели. Огромные, значительно больше по размерам, чем обычные подиумные, бутылки шампанского сопровождали радостные улыбки всех троих участников награждения. Риккиардо радовался своей первой с октября прошлого сезона победе. Боттас поверить не мог, что он после отставания на 2 круга в начале гонки смог все же финишировать вторым, а для Лэнса это был и вовсе сказочный праздник, воплощение его детской мечты. Он стал самым юным новичком в истории Формулы-1, который в таком возрасте поднялся на подиум.
Фото REUTERS