Что на старте
В частности, осилит ли ученик теорему Пифагора или бином Ньютона — в определенной степени зависит от уровня дошкольной подготовки. И если в Беларуси об этом этапе развития ребенка печется государство, в Соединенных Штатах готовность чада к школе — целиком проблема родителей и их финансовых возможностей. В Америке нет государственных детских садов. А цены на частные услуги в данном сегменте больно кусаются. Няни с низким уровнем квалификации или престарелые родственники, к услугам которых прибегают многие американские семьи, — плохая альтернатива профессиональным воспитателям. Министерство образования США, судя по всему, мало придает значения дошкольному образованию, пуская этот процесс, по сути дела, на самотек. По крайней мере, соответствующей статьи расходов ни в федеральном, ни в местных бюджетах не предусмотрено.В результате о равных стартовых возможностях в американском обществе говорить не приходится. Оказавшись за партой, некоторые первоклашки не в состоянии внятно формулировать простейшие предложения, не говоря уже о серьезных победах над гранитом науки. Не усвоив один, второй, третий урок, горе-ученики и вовсе теряют интерес к происходящему в классе и в целом к образованию. По свидетельству детей эмигрантов из стран СНГ, обстановка в американских школах для них крайне непривычная, а подчас просто шокирующая. Уроки напоминают одну сплошную «большую перемену». Одноклассники заняты чем угодно, только не учебой. А учителя не в состоянии контролировать ситуацию.
Трудности американских школьников с чтением, следовательно, и с усвоением учебного материала эксперты NAEP фиксируют далеко не первый год. В качестве причин сложившегося положения дел, помимо отсутствия системы дошкольного образования, упоминаются пропуски занятий из-за ковидного локдауна, недостаточное финансирование школ и нехватка квалифицированных преподавателей. Примечательно, что, по результатам исследования консалтинговой компании Impact Research, выход из ситуации педагоги и их подопечные видят в нейросетях. Согласно опросам больше половины учителей и около четверти учеников полагаются в подготовке к занятиям на ChatGPT. Судя по ответам респондентов, чат-боту поручается генерация идей по методике преподавания, выполнение учебных заданий и даже руководство классом. Если «педагогический функционал» искусственного интеллекта будет и дальше расширяться такими темпами, уровень естественного IQ американских школьников и их наставников может и вовсе упасть до критических значений.
Аудитории пустеют
Проблемы среднего образования в США транзитом перекочевывают в высшую школу. Руководство американских университетов бьет тревогу: несмотря на то что почти две трети свободных вакансий на рынке труда адресовано их выпускникам, число абитуриентов вузов снижается который год подряд. Оно и понятно: с посредственными навыками чтения в университетской аудитории делать нечего.Кроме того, многие молодые американцы попросту не видят смысла в академических знаниях. Не в последнюю очередь это связано с астрономической стоимостью обучения, которая доходит до 50 тысяч долларов в год. Плюс расходы на проживание. В результате по окончании обучения новоиспеченные бакалавры и магистры покидают стены альма-матер с многотысячными кредитами. На сегодняшний день «студенческий» долг перед банками составляет 1,7 триллиона долларов. В результате гонки цен на образовательные услуги Америка страдает от дефицита дипломированных специалистов. А юноши и девушки из не очень обеспеченных семей постепенно теряют веру в общество равных возможностей. Учитывая, что США — чемпион антирейтинга имущественного неравенства, определяемого индексом Джини, удивляться особенно нечему.
Социальное равенство гарантирует возможности
В Беларуси принцип равных стартовых возможностей реализуется с самой первой и, несомненно, очень важной образовательной ступеньки. В стране создана эффективная система дошкольного образования. По официальным данным, фактически все дошколята проходят подготовку к будущей учебе. Получив азы чтения, письма и счета, вчерашние воспитанники белорусских детских садов куда более уверенно открывают дверь в первый класс, нежели их американские сверстники. Правильность отечественных образовательных подходов подтверждается данными престижных международных рейтингов. В частности, уровень грамотности белорусов в возрасте старше 15 лет — один из самых высоких в мире и достигает почти 100 процентов. По показателю «доступ к базовым знаниям» в Индексе социального прогресса Беларусь занимает достойное 17-е место среди 169 стран, опережая ряд западных государств. Это вполне закономерно. Ведь и значение упомянутого индекса Джини доказывает, что в белорусском обществе материальные блага распределяются максимально справедливо.В свою очередь, социальное равенство — путь к широким возможностям для всех без исключения. В Беларуси последовательно, этап за этапом реализуется принцип «образование через всю жизнь»: дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, научно-ориентированное плюс дополнительное. В эту «учебную» цепочку благодаря социальной государственной политике включен каждый белорус, независимо от уровня достатка.
К слову, многие небедные страны, в том числе и США, перестали утруждать себя сбором статистики уровня грамотности. Явно поспешили. При расчете их Индекса человеческого развития этот показатель автоматически равняется 99 процентам. Однако, судя по данным NAEP, при ближайшем рассмотрении грамотных людей в США может оказаться куда меньше. Инфляция ценности знаний — явление отнюдь не безобидное. Дефекты системы образования угрожают лидирующей роли США и могут привести к всплеску преступности в обществе, считает бизнесмен и политик Майкл Блумберг. Впрочем, чтобы повысить образовательные котировки, Америке для начала нужно разобраться с кривой схемой распределения общественных благ. В противном случае страну ожидает социальный кульбит.
t.shchedrenok@mail.ru