Деревушку Мордвин и райцентр Петриков, если смотреть по карте, разделяют всего 13 километров. Чуть больше, если двигаться по шоссе и проселочным дорогам. Есть только одна особенность: перерезающую путь широкую Припять преодолевать приходится на пароме. В середине января его закрыли.
Для пенсионера Александра Филипповича и его земляков попасть на противоположный берег Припяти — задача сложная:
— Наши пять деревень по эту сторону реки от мира отрезаны почти со всех сторон. С востока — река Уборть, с юга — непроходимое болото. Если ехать на запад, до ближайшей деревни Житковичского района километров двадцать, да и дорога плохая, легковушкам пройти трудно.
Логистику сельчанам упрощала переправа. От соседнего Снядина пять раз в день отправлялся паром, который перевозил через Припять пассажиров и автотранспорт. В середине января на мини-пристани появилось объявление: в связи с плановым ремонтом паромная переправа закрыта. Ближайшая возможность перебраться через реку — мост у деревни Черничи в Житковичском районе, тот самый, в котором в конце 2017 года обнаружили трещину. Отремонтированный, он сегодня благополучно служит людям, вот только добраться до него — круг почти в сотню километров.
Александр Филиппович на своем примере описывает неудобства:
— Собрался съездить с племянником в петриковскую больницу. Из Мордвина до Снядина километров пять, там попрошу лодку у знакомого. Переплывем Припять, а там до парома и автобус доходит. А если на него не успеешь, то пешком километра три до Вышелова, а на трассе, если повезет, можно попутку поймать до Петрикова.
Усложнился процесс обеспечения сельчан товарами и услугами, особенно расстраивает многих вопрос медицинского обслуживания.
— Когда работает переправа, к нам ходит автобус из Петрикова два раза в неделю, и на этом автобусе приезжает фельдшер в Снядинский ФАП. Паром на якорь — деревня без специалиста?
Председатель Голубицкого сельисполкома Владимир Александров о трудностях Снядина, Мордвина и соседних деревень знает не понаслышке, ведь сам родом «из-за реки»:
Владимир Александров ситуацию на том берегу отслеживает и частенько ездит за реку в объезд, по житковичскому мосту, чтобы людей поддержать и разрулить возникшие проблемы:
— Основная трудность — транспорт. Автобус Петриков — Мордвин ходит лишь до парома, а дальше только лодки.
За годы в районе выработали систему поддержки сельчан в зимних условиях с учетом сложившейся географии. Заместитель председателя Петриковского райисполкома Светлана Сенько конкретизирует:
— По средам и воскресеньям работает выездная торговля. Автолавка ездит туда из Петрикова, а вот другими услугами обеспечивает Житковичский район. С 15 января медицинское обслуживание этих населенных пунктов осуществляет туровская больница: там окажут помощь, оттуда же приедет и «скорая». По средам и субботам обслуживает пока эту зону Житковичский участок почтовой связи. Из соседнего района примчится при необходимости нужная аварийная служба.
В заключение обнадеживающая новость для сельчан. В Петриковском дорожно-ремонтно-строительном управлении планируют, что с 24 февраля паром снова начнет работу. Правда, как нам сообщили, не в привычном режиме, а по мере необходимости: к примеру, чтобы доставить продукты или встретить рейсовый автобус. Точное расписание будет согласовано с сельисполкомом.
КОМПЕТЕНТНО
Директор Петриковского дорожно-ремонтно-строительного управления № 112 Иван Веко:
— Полностью отказаться от остановки парома невозможно. Он работает круглосуточно, в любую погоду. Это же не просто болванка какая-то, это механизм, который нуждается в обновлении и плановом ремонте. Вы же наверняка не сможете на протяжении года с утра до вечера ездить на автомобиле и ни разу не заехать в автосервис?
valchenko@sb.by