Национальный центр защиты персональных данных был создан указом Главы государства ровно два года назад – 15 ноября 2021-го. На сайте центра появилась информация о результатах работы за двухлетний период.
Фото из архива «СБ»
Центр призван развивать национальную систему защиты персональных данных. Он рассматривает обращения и жалобы субъектов персональных данных, оказывает практическую помощь организациям при выработке и реализации ими мер по обеспечению защиты личной информации белорусов.
Деятельность центра направлена, прежде всего, на профилактику нарушений в этой сфере и во многом реализуется через взаимодействие с операторами, которых в нашей стране более 400 тысяч. Самое пристальное внимание уделяется вопросам соблюдения баланса интересов граждан и бизнеса.
Говоря об итогах работы, стоит отметить, что была создана вся необходимая нормативная и методологическая база для защиты персональных данных. Подготовлены комплексные рекомендации, разъяснения для наиболее чувствительных и уязвимых сфер в части обработки персональных данных – трудовой, банковской, образования, страховой, электросвязи, торговли, ЖКХ, а также постатейный комментарий к Закону «О защите персональных данных».
«Осуществляется практическая помощь организациям социально значимых сфер в деле защиты персональных данных. Одна из таких – сфера образования. Ведется системная работа по совершенствованию национального законодательства с учетом требований Закона о защите персональных данных для обеспечения баланса интересов граждан и операторов при обработке личной информации. Проведено 100 проверок субъектов хозяйствования», – сообщили в НЦЗПД.
Кроме того, было удалено более 22 млн записей с незаконно распространенными персональными данными жителей Беларуси (из них 1,7 млн уникальных записей, более 220 тыс. записей персональных данных несовершеннолетних и более 5 тыс. записей студентов). Наиболее крупные базы «СДЭК», «Соседи» и «Kari» удалялись более 30 раз.
Сотрудниками центра были проведены добровольные аудиты у 5 крупных операторов по вопросам соблюдения требований законодательства о персональных данных, которые в ходе внедрения новых бизнес-процессов, программных продуктов желают предотвратить возможные нарушения на этапе их планирования.
Центр рассмотрел более 2,3 тыс. обращений граждан и организаций. Дал ответы 670 заявителям в рамках горячих линий и личных приемов, принял меры по 250 жалобам граждан по вопросам обработки персональных данных операторами: 25% - касалось сферы торговли и услуг, 16% - были связаны с деятельностью организаций собственников, 10% - затрагивали деятельность банков, финансовых и страховых организаций, 10% - вытекали из действий нанимателей при обработке их персональных данных, 8% - касались случаев обработки данных в процессе личного, семейного и иного подобного использования (незаконное распространение физическими лицами персональных данных иных граждан в сети Интернет, незаконная видеосъемка гражданами личной собственности иных физических лиц и прочее).
Центр организовал более 200 образовательных и просветительских мероприятий, участие в которых приняли более 25 тыс. специалистов. Три четверти из всех мероприятий - это разъяснительная работа, проводимая на безвозмездной основе. Более 20 тыс. человек посетили мероприятия по правовому просвещению (региональные семинары, практикумы, онлайн-марафоны, встречи и проекты со школьниками и студентами).
За время работы центр обучил более 3 тыс. специалистов на курсах повышения квалификации. Более 2,5 тыс. человек прошли подготовку в форме онлайн- и корпоративного обучения.
В центре подготовлено более тысячи публикаций, теле- и радиоэфиров, интервью, материалов по теме защиты персональных данных и информационной безопасности в СМИ и на интернет-ресурсах.
Одно из достижений центра - масштабный соцопрос населения с целью выявления проблемных аспектов защиты персональных данных, в ходе которого более 75% опрошенных отметили, что высоко ценят значимость личной информации и осознают необходимость защиты персональных данных.
Национальный центр защиты персональных данных активно распространяет информацию о своей деятельности, а также социальную рекламу, отражающую ключевые аспекты защиты персональных данных и личной безопасности при их использовании.