Рассказываем, как изменилась схема получения и обмена водительских прав

В новом направлении

С лета 2022‑го в порядке приема экзаменов «на права» все было стабильно. Но порция вступивших недавно в силу новаций продиктована, что называется, жизнью. Большинство пунктов касается курсантов, которые сдают испытания в надежде получить заветное водительское удостоверение. Кажется, теперь это будет сделать немного проще. Кроме того, скорректирован порядок выдачи и обмена водительских удостоверений.


С механики на автомат

Выпускники автошкол, которые учились водить на машинах с механической коробкой передач, теперь могут сдавать экзамены как на механике, так и на автомате. Надо сказать, они об этом новшестве очень просили. Дело в том, что заглохнуть на экзамене можно только один раз. Ошибся второй — иди на пересдачу. Эта перспектива некоторых не устраивает, поэтому люди предпочитают автомат. Мол, стресс и без того колоссальный, а так одной проблемой меньше. Только учтите: если сдавали на автомате, в водительском удостоверении увидите специальную пометку АТ. В этом случае вам запрещено садиться за руль автомобиля с механикой.

И, кстати, если обучение проходило на машине с автоматической коробкой, то экзамен будет приниматься только на транспортном средстве с АКПП.


На чем поедем?

Изменились требования к экзаменационному транспорту.

Категория А: мотоциклы с объемом двигателя более 220 куб. см (ранее — 125 куб. см).

Категория С: учебно-грузовой автомобиль с максимальной допустимой массой свыше 8 т.

Категория D: вместимость транспортного средства — не менее 23 пассажирских мест.

Категория СЕ: авто категории С (максимальная масса 8 т) с прицепом массой не менее 2 т, имеющим две оси с расстоянием между ними не менее 2 м (либо общая длина прицепа 5 м).

Категория DE: авто категории D с прицепом категории CE (либо общая длина авто должна быть более 15 м).

Категория В (легковой автомобиль): изменений нет.

Главное — элементы, а не километры

Исключено требование по минимальной продолжительности практического экзамена на автомобилях в условиях реальной дорожной обстановки. Если раньше маршрут составлял порядка четырех километров, то теперь длительность обусловлена только выполнением обязательных элементов. Это, напомним, как минимум повороты направо и налево, а также разворот.

Есть и послабление для будущих водителей мотоциклов. При сдаче практики для получения прав категории А на специальной площадке экзаменуемому предоставлена возможность допустить одну ошибку. Экзамен продолжится с исходной позиции невыполненного элемента.


Без экзамена по теории

Если гражданин Беларуси или России хотел обменять российское водительское удостоверение на наше, он должен был пройти теоретический экзамен. Все стандартно: 10 вопросов, максимум одна ошибка. Но теперь это правило отменили — теорию можно больше не сдавать.

Кстати, если у вас есть права категорий А, В, С и подкатегории А1 и вы хотите получить удостоверение на другую категорию, теорию у вас тоже не потребуют.

В допуске отказать

Нормативно закреплены основания для недопуска к экзамену на право управления транспортными средствами. Их несколько:

♦ отсутствует медицинская справка;

♦ человек не достиг возраста, установленного законом для сдачи квалификационного экзамена (категории АМ и А1 — 16 лет; A, B и C — 18 лет; D и E — 21 год);

♦ отсутствуют документы о прохождении автошколы;

♦ предоставленные документы — с истекшим сроком действия либо неоговоренными исправлениями;

♦ в ГАИ есть сведения о лишении кандидата в экзаменуемые водительских прав либо ограничении на право управления транспортными средствами.


В ТЕМУ

Упрощена процедура обмена зарубежного водительского удостоверения при его утрате. Подтвердить выдачу прав могут консульские учреждения или иные государственные органы той страны, где человек их получил. Дубликат водительского удостоверения на его «родине» забирать не нужно.

КСТАТИ

Многие будущие водители надеялись, что 10‑дневный перерыв перед следующей попыткой сдачи практики сократится. Но не тут-то было. В МВД напоминают: 10 дней перерыва даются на анализ ошибок и дополнительные тренировки.

— Смещать эти сроки в сторону уменьшения в настоящее время не планируется, — уточнил старший инспектор по особым поручениям отделения регистрационно-экзаменационной деятельности и технического надзора ГУ ГАИ МВД Беларуси Павел Санкевич.

Кстати, когда-то было еще строже: три попытки через семь дней, а следующий визит к экзаменатору — аж через месяц. Потом приняли решение сократить месячный срок втрое, чтобы курсанты не растеряли навыки.



НА ЗАМЕТКУ

Напомним, ранее в Беларуси начали действовать и другие новшества в отношении водительских прав. С 23 марта удостоверения выдают на 20 лет вместо 10. В ГАИ считают, что увеличение срока действия удостоверений позволит снизить нагрузку на регистрационные отделы и водителей. Менять права нужно по окончании срока действия, в случае порчи, при изменении личных данных (например, фамилии), при открытии новой водительской категории.

К единому знаменателю

В Беларуси упорядочат классификацию электрических мопедов и мотоциклов


Государственный стандарт «Мопеды и мотоциклы электрические. Терминология и классификация» будет разработан в Беларуси до конца следующего года. Этот пункт включен в проект плана государственной стандартизации на 2025 год. Цель разработки — гармонизация терминологии с международными требованиями. Работа будет проводиться в рамках выполнения программы «Наукоемкие технологии и техника» на 2021 — 2025 годы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter