Выходцы из Китая благодаря проекту «СГ» узнали о военной истории Полотчины

В нескольких шагах от шталага...

Казалось бы, ну в чем туристическая привлекательность Новополоцка, одного из самых молодых городов республики? Молодежная столица — 2023 в этом году отмечает всего лишь 65-летие. Однако не так давно частью города стала Боровуха на другом берегу Западной Двины. А история этого местечка — практически квинтэссенция нашего богатого военного прошлого: от наполеоновских войн до вывода советских войск из Афганистана. 

Уроженец Китая Ли Джун Хуа осматривает экспозицию музея в Боровухе.

Четыре года назад в выставочном зале музея истории и культуры Новополоцка в микрорайоне открыли экспозицию «История воинской славы Боровухи». В рамках нашего проекта «Нечужая история» с помощью сотрудников музея мы организовали знакомство с военной историей живущих на древней полоцкой земле представителей не менее древней цивилизации — Китая. 

Ли Джун Хуа преподает в Полоцком гос­университете и одновременно в Белорусском государственном экономическом университете, приезжая в Минск по субботам. Однако вот уже 5 лет своим домом считает Новополоцк, а в Беларуси — 12 лет. В совмещении нескольких работ Джун Хуа не видит ничего странного: трудолюбивый представитель Китайской Народной Республики сам зарабатывал в том числе и на учебу за границей. Ведь изначально уроженец города Хэнань в провинции Шанцю, окончив вуз на родине, стал студентом БГЭУ.

— Когда я окончил университет, очень хотел учиться за границей, чтобы увидеть мир, — делится господин Ли. — Я искал в интернете безопасную страну с хорошим качеством образования, где стоимость жизни не очень высокая. И сразу нашел Беларусь. Оформил документы и получил приглашение из Белорусского государственного экономического университета, купил билет на самолет и прилетел.

Уроженец Китая Хун Дун Чэн.
После переезда не раз параллельно с основной работой Джун Хуа выполнял задания по переводу, в том числе и технической документации. К примеру, три года назад в Полоцке возвели жилой дом в рамках проекта «Строительство социального жилья» за счет технико-экономической помощи правительства Китайской Народной Республики. Причем даже номер на проспекте мира выбрали символичный — 8, в знак бесконечной дружбы, по дороге которой идут белорусские и китайские партнеры. Так вот, мой собеседник также приложил руку к реализации этого проекта. 

— Я счастлив работать здесь, у меня отличные друзья и коллеги, добрые и умные, которые мне очень помогли, — делится он впечатлениями. — Сейчас веду две группы в университете, китайский язык учат более десятка белорусских студентов. Это непросто, но у многих есть цель получить образование в Китае. Некоторые из бывших моих учеников уже реализовали свою мечту. 

Ли активно помогает и своим соотечественникам, которые получают высшее образование в Полоцке. Среди них и его друг, студент третьего курса экономического факультета ПГУ Хун Дун Чэн. Молодые люди вместе снимают квартиру для удобства, хотя преподавателю предоставлено и место в общежитии вуза.

Интересуюсь: чем отличается жизнь белорусов и жителей Китая? 

— Пищевые привычки разные, в основном у нас трехразовое питание, обед — основной прием пищи, после него принято отдыхать. Кухня в Беларуси мне очень нравится: борщ, солянка, драники, голубцы — буквально все! Сам часто готовлю пельмени. Это и у нас традиционное блюдо. Например, для празднования китайского Нового года обязательно лепим их с друзьями сами. 

Младший научный сотрудник Музея истории и культуры Новополоцка Валерий Ледник встречает нас в Боровухе. Глаза у гостей разбегаются: это по-настоящему мужская экспозиция, с оружием и даже имитацией парашюта «голубых беретов». Впрочем, здесь есть и такие раритеты, как дубовая дверь из ДОТа Полоцкого укрепрайона, обитая железом. Поднять ее с трудом смогли шесть человек! Мы же приоткрываем страницы более древней истории. 

Младший научный сотрудник Музея истории и культуры Новополоцка Валерий Ледник.

Валерий Александрович начинает немного издалека, со времен нападения Наполеона Бонапарта. Знаменитое сражение с французами произошло у деревни Клястицы Дриссенского уезда Витебской губернии (ныне в Россонском районе). В 1812 году во главе 2-го армейского корпуса Николя Удино наступал севернее главной армии по направлению на Санкт-Петербург. Сражался под Клястицами с российским генералом  Витгенштейном, который сумел выиграть это сражение и притормозить наступление Удино. Сам Удино был тяжело ранен в первом сражении под Полоцком. Со стороны русских в этом бою отличился легендарный военачальник Яков Кульнев. 

— У него, выходца из балтийских немцев, по легенде, была польская невеста, которая соглашалась выйти замуж при одном условии — отказе сражаться против Наполеона, — рассказывает Валерий Ледник. — Однако тот не выполнил условие. А в Клястицком бою взял 900 пленных французов и весь обоз маршала Удино. К сожалению, ядром в бою ему оторвало обе ноги. Так погиб один из лучших русских генералов. 

Значимым событием для Боровухи стало строительство железной дороги и станции в 1872-м, товарооборот сразу вырос в 18 раз. Станция Боровуха связана также с именем нашего «песняра» Янки Купалы, он служил здесь во время Первой мировой войны в 1918-м в железнодорожных войсках. Во время советско-польской вой­ны граница проходила совсем близко от этих мест, но Полоцк за время 8-месячной осады так и не был сдан. После 1921 года на подступах к древнейшему городу было решено оборудовать один из четырех укрепрайонов. Сооружали целую линию обороны с двухэтажными ДОТами, рассчитанными в том числе на химическую атаку. Руководил строительством маршал Советского Союза Михаил Тухачевский. Кстати, под Москвой обкатывали новинки военной инженерной мысли, к разработке которых он также приложил руку: радиоуправляемые самолеты, модели танков ТТ26, которыми мог управлять удаленно один экипаж — четырьмя машинами сразу. К сожалению, их массового выпуска не случилось. 

— Полоцкий укрепрайон протяженностью 56 километров был частью «Линии Сталина», — поясняет научный сотрудник. — Построили его вдоль реки Ушача для прикрытия от Польши витебско-смоленского направления. Но летом 1941-го его пришлось использовать в боях с немецкой танковой группой Гота.

Благодаря ожесточенной обороне немцы потеряли здесь не менее 2 тысяч человек. Орудия накалялись так, что артиллеристам отрывало ноги. В итоге взять укрепления у фашистской армии получилось только 16 июля 1941-го, на 22-й день обороны. По сути, такое упорное противостояние не уступает подвигу Брестской крепости. 

Инсталляция в память о лагерях смерти.
Впечатляет китайских гостей музея и инсталляция, имитирующая многоуровневые нары лагерей смерти. В Боровухе находился шталаг № 354, лагерь советских военнопленных, который был создан на оккупированной территории Белорусси в 1941—1944 годах. За два года в нем были уничтожены, в том числе умерли от болезней и голода, свыше 18 тысяч человек. В Год исторической памяти шталагу посвятили большое научное исследование, выявлен значительный пласт архивных документов, раскрывающих обстоятельства содержания военнопленных. На днях был опубликован итог этого труда — книга «Шталаг № 354. История и память» авторства Алеси Корсак и Сергея Каминского, сотрудников Полоцкого государственного университета. Впервые исследователи затронули тему положения женщин-военнопленных в лагерных условиях. В Боровухе продолжает пополняться именами мемориальный комп­лекс «Звезда». Ценным свидетельством стала найденная относительно недавно в населенном пункте тетрадь военного времени с данными о военнопленных, погибших в лагере. Предполагается, что ее вели три врача, так как она заполнена разными почерками. 

Фактически на данный момент это доказательная база в раскрытии преступлений, совершенных нацистами на территории Беларуси в отношении советских военнопленных. В то же время нельзя однозначно утверждать, что все эти люди военнопленные, так как здесь же размещался госпиталь для перебежчиков-националистов, — отмечает военный историк Алеся Корсак во время разговора позднее. — Однако вероятно, что ее авторство принадлежит Степану Беляеву. Вместе с Константином Шадурским, попав в плен и будучи этапированными в шталаг № 354, при опросе выявили себя в качестве хирургов. В конце октября 1941-го Беляева назначили заместителем старшего врача санчасти. За территорией лагеря в помещении бывшей школы они организовали тифозный барак. Медицинский персонал стал костяком сопротивления внутри лагеря и организатором многочисленных побегов, многие из которых были удачными. Но тем, кому повезло меньше, пришлось вынести огромные испытания.

— Немцы тренировались на живых мишенях в стрельбе, стараясь попасть в глаз заключенного с разных расстояний, — описывает происходившее Валерий Ледник. — В двуколки, на которых вывозили трупы, запрягали еще живых пленников. Еще на станции у военнопленных вырывали золотые коронки, а кормили только жидким супом и хлебом с опилками. При этом в лагере действовал театр, в котором играли сами немцы. Те, кто был занят на изготовлении декораций, использовали все возможности, чтобы параллельно сделать фальшивые «аусвайсы» для беглецов. 

Более 18 тысяч человек уничтожены в шталаге № 354.

Местные мирные жители также пострадали от геноцида. На станцию Боровуха однажды согнали около 2 тысяч человек, в том числе и из деревень на месте современного Новополоцка — Зуи, Проворище, Банонь. Из них до конечной точки, пересыльного лагеря в Латвии, живыми добрались только 170…

Послевоенная история Боровухи, в которой размещалось немало знаменитых воинских соединений, в том числе стратегических, с такими легендарными вертолетами, как МИ-6 (длина одного его винта — 35 метров, как девятиэтажный дом), также впечатлила гостей. Правда, сами китайцы в армии не служили. 

У нас в стране это очень почетно — служить, армия — это около 2 миллионов человек, — рассказал Ли Джун Хуа. — Мы впечатлены тем, что увидели и узнали. У Полоцка очень богатая история. Этот город — не только колыбель православия в Беларуси, но и культурный центр страны. А сейчас мы узнали, что у этой земли по-настоящему трагическое и героическое военное прошлое. 

По его мнению, сегодня Полоцк и Новополоцк — современные, любимые молодежью города. В университете постоянно проходят программы по обмену студентами. 

— Я очень люблю путешествовать и был во многих городах Беларуси: Брест, Гродно, Могилев, Борисов, — отмечает мой собеседник. — Китай и Беларусь — две страны с богатой древней историей. Они носители глубочайшей и ценной мудрости, которую наши народы развивали тысячелетиями. Мы должны хранить нашу мудрость и передавать ее следующим поколениям. Вместе мы могли бы достичь многих благ. Наши мировоззрения разные, конечно, но, несомненно, есть общая черта — стремление к миру, добру, гуманизму.

yasko@sb.by

Фото Ильи ШВЕДКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter