Ювелирные украшения белорусов конца X —начала XI столетия
Полочанин XI–XII ст. Дроздово Толочинского р-на. Из собрания Толочинского историко-краеведческого музея.
Говорят, Игорь Чаквин учился у Герасимова. Не верю! Ведь Чаквину в момент смерти Герасимова не было еще и 16, и был он обычным учеником одной из минских школ. Подозреваю, что теоретические основы он изучил по книжкам, а остальное самостоятельно додумал, да еще и лучше, хитрее, чем это было у учителя.
Воин из курганного могильника возле Заславля. Из собрания историко-культурного музея-заповедника "Заславль"
За тридцать лет совместной работы со скульптором Леонидом Яшенко они восстановили облик двадцати с лишним человек различного возраста и пола, живших в разные эпохи на территории современной Беларуси. После безвременной кончины Чаквина в 2012 году Яшенко продолжил работу в соответствии с его указаниями.
Кривичанка, XI—XII ст. Дроздово Толочинского р-на. Из собрания Толочинского историко-краеведческого музея
Нет, на пластическую реконструкцию облика великих князей и царственных особ они не замахивались хотя бы потому, что черепа плохо сохраняются в наших закисленных песчаных почвах, и нужна очень большая удача, чтобы откопать венценосный череп в целости и сохранности. К тому же, в языческие времена у нас практиковалось трупосожжение, так что большинство археологических находок относятся ко второму тысячелетию нашей эры, начиная со времен Всеслава Чародея.
Голова женщины. Из собрания отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси
— Мы знаем его как великого теоретика, — говорит заведующий отделом народоведения Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук Александра Гурко. — Такие теоретики, как Игорь Всеволодович Чаквин, рождаются раз в столетие. Его труды — это классика нашей науки.
Выступает доктор исторических наук Александра Гурко.
— Игорь был человек страстный и художественно одаренный, и основной его могучий вклад в отечественную антропологию — это пластическая реконструкция лица по черепу, — убеждена антрополог, кандидат медицинских наук Наталья Полина, знавшая Чаквина со студенческой скамьи. — Он увлекся этим делом еще в университете. Реконструкцией нельзя заниматься без души. Вспомните фильмы, где судебно-медицинские эксперты восстанавливают облик преступника. Получается анемичное лицо — по сути, схема. А у Чаквина люди живые и настоящие.
Куратор выставки Данута Гринь (слева) и кандидат медицинских наук Наталья Полина.
Обе стороны его дарования представлены в экспозиции одинаково полно. Книги, давно уже ставшие библиографической редкостью, и скульптурные реконструкции из музеев Толочина и Заславля, а также из собрания отдела антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси. Большинство из них не раз демонстрировались на различных выставках и хорошо известны общественности. Имя Чаквина при этом оставалось в тени. Весь интерес был сосредоточен на том, как выглядели стародавние кривичи, туровцы и полочане.
Монах из Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря.
Теперь же наоборот. Публика любуется одухотворенными творениями Чаквина и Яшенко, разглядывает книги и украшения из металла, стекла и янтаря, найденные в древних могильниках. Но при этом ни на секунду не упускает из виду, кто же подарил нам эту сказочную возможность взглянуть в лицо нашим предкам и увидеть себя их глазами.
Мужчина из Новогрудка, XII ст. Из собрания историко-культурного музея-заповедника "Заславль".
— Нам в музее всегда приятно проводить выставки, которые отражают роль личности в истории нашей страны. В данном случае, в истории науки, — говорит директор Национального исторического музея Павел Сапотько. — Не так уж часто нам предоставляется возможность назвать кого-то великим человеком Беларуси. Все больше попадаются «видные», «известные» и «заслуженные». А хотелось бы, чтобы наш пантеон пополнялся великими людьми и чтобы наша белорусская общественность как можно больше узнавала о достижениях конкретных лиц. О том колоссальном наследии, которое нам досталось в контексте нашей науки, культуры и искусства.
Выступает директор Национального исторического музея РБ Павел Сапотько.
Как оказалось, свой научный гений Игорь Чаквин применял не только для решения научных проблем.
— Однажды мы с ним стояли на остановке, и он мне рассказал, что разработал специальную методику, как «гнуть камень», — рассказывает Наталья Полина. — По этой методике он изготавливал для епархии пасхальные яйца из натурального камня, а также мозаики и иконы. За что бы он ни брался, он достигал поразительных результатов. Вы видите это своими глазами.
Не случайно в 2009 году Игорь Чаквин был удостоен премии Президента «За духовное возрождение».
А вот его соратнику Леониду Яшенко насчет славы повезло меньше, хотя абсолютно все минчане знают его «Купидонов», реющих на белых столбах над Пушкинским сквером. Его «Мольбу ребенка о помощи» обещали установить в память об операции по освобождению 274 питомцев школы-интерната деревни Сёмково, пострадавших в годы немецко-фашистской оккупации от бесчеловечных медицинских экспериментов.
Шляхтич из Несвижа XVII-XVIII ст.
Как утверждает куратор выставки Данута Гринь, Леонид Яшенко скончался, немного не дожив до своего 60-летия. Не сомневаюсь, что после него осталось множество произведений искусства. Наша земля исключительно богата талантами. Нужно только это увидеть и оценить.
juliaandr@gmail.com