Покупка несуществующих товаров в интернете, аренда жилья по нереально низкой цене, «декларирование» сбережений путем перевода на «безопасный счет» — у кибермошенников существует масса способов обмана беспечных граждан. Об этом рассказал журналистам заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности МВД Алексей Новаш на пресс-конференции на тему «Способы мошенничества и методы борьбы с ними: о распространенных и новых схемах обмана граждан», сообщает БЕЛТА.
Фото: freepik
«Более половины преступлений, связанных с кибермошенничеством, приходится на покупку несуществующих товаров в интернете. Если к ним добавить различные виды мошенничества в сфере услуг, как, например, аренда жилья, то мы выйдем на показатель в 60 %. Второе место занимают преступления, связанные с вишингом, когда гражданам поступают звонки из «банковских учреждений», «правоохранительных органов», а также звонки или сообщения от «руководителей организаций» с вымышленного аккаунта. В каждом из этих случаев проводится психологическая обработка жертвы, основанная на методах социальной инженерии. Главная цель злоумышленника — склонить человека к добровольному переводу средств, оформлению кредита, проведению манипуляций со своими сбережениями, чтобы он попали на контролируемый преступником счет», — рассказал Алексей Новаш.
Как правило, такие преступления относятся к категории тяжких, так как суммы ущерба гражданам превышают 250 базовых величин.
«Люди доставали сбережения, которые накапливали годами. Фиксировались случаи, когда граждане не только занимали средства у родных и знакомых, оформляли кредиты, продавали транспортные средства, но и объекты недвижимости. И по алгоритмам, навязанным мошенниками, переводили средства на их счета», — отметил Алексей Новаш.
Сегодня правоохранительные органы принимают серьезные меры, направленные на предупреждение и профилактику такого рода преступлений.
«Бороться с преступным бизнесом, который приносит серьезный доход, можно только техническими способами. С 1 марта вступил в силу Указ № 269, согласно которому мы ежедневно в круглосуточном режиме обмениваемся информацией с поставщиками платежных услуг обо всех несанкционированных платежах. Это позволяет в течение суток устанавливать всю цепочку движения денежных средств. Основная задача — обеспечить сохранность сбережений граждан. Реализуя это направление деятельности, мы видим, что темпы роста таких преступлений замедляются», — подчеркнул он.
Однако успокаиваться не стоит: злоумышленники придумывают новые способы отъема средств, поэтому одним из действенных методов их защиты должна оставаться бдительность самих граждан.
«Технические и правовые меры, безусловно, дают эффект, однако они не работают против беспечности людей, желающих быстро заработать, не предпринимая действий, либо купить желаемый товар, услугу по «красивой» цене. А мошенники, используя различные способы, в том числе повышение спроса на сезонный товар, этим пользуются», — отметил Алексей Новаш.
В качестве примеров он привел ряд ситуаций, связанных со сдачей квартир в аренду по нереально низкой цене, продажу елок, зимних шин в интернете по дисконтным ценам, когда граждане, внося предоплату, оставались без товара и без денег.
«На первый план выходят эмоции, а не логика», — резюмировал Алексей Новаш.