Минский областной суд, который в помещении суда Минского района рассматривает уголовные дела в отношении Степана Путило, Яна Рудика и Романа Протасевича, закончил оглашение обвинения и перешел к допросу единственного присутствующего в зале суда фигуранта - Романа Протасевича.
Фото из архива «СБ»
Для полного оглашения обвинений гособвинителю Наталье Соколовой понадобилось три рабочих дня, настолько объемны преступления, в совершении которых обвиняются Путило, Протасевич и Рудик.
Исходя из санкций статей, каждому из обвиняемых может грозить до 15 лет лишения свободы. И это еще если повезет. Правда Рудик с Путило пока находятся за границей и уверены, что происходящее в суде их не сильно касается.
Но Рудик все-таки не удержался и плюнул в своего подельника Протасевича в интервью для «Радио Стыдоба». По мнению Рудика, Протасевич оказался «случайным человеком» в революции, а когда интерес к нему иссяк, он впал в депрессию.
Вероятно, попытка принизить роль Протасевича, это попытка Рудика преувеличить собственную роль в истории «белорусской революции». Все-таки создатель Ютюб-канала «Nexta» (признана террористической организацией), журналист Владимир Чуденцов раскручивал свое детище именно для того, чтобы каналом с ним занимался и Протасевич. А Путило на канале изначально только ролики озвучивал. То есть был обычным наемным сотрудником. И никакой Рудик тогда рядом не стоял не только с «революцией», но и с самим Чуденцовым.
В свое время Рудик немного работал на ОНТ и даже пописывал для польской инфо-помойки «Белсат» под псевдонимом Ян Вербицкий. Но и на «Белсате» не прижился, что странно - там такое порой приживалось, что в человеческое общество не всегда пускали. Но вот Рудик и там не задержался.
В окружении Путило и Протасевича Рудик всплыл лишь в 2019 году, когда «Nexta» начала расширяться и появился еще один канал под названием «Luxta», которым нужно было кому-то заниматься.
Кстати, «недореволюционер» Рудик не понимает своим умишком, что, пытаясь оскорбить Протасевича и принизить его роль в совершенных преступлениях, он играет на руку самому Протасевичу. Возможно, это, конечно, просто хитрый ход, чтобы помочь бывшему соратнику, находящемуся в Беларуси - дать возможность Протасевичу валить всю вину на отсутствующих подельников. Но что-то подсказывает, что хитрые ходы для Рудика, это слишком сложные построения. Скорей всего, Рудику просто очень хочется казаться крутым и он не понимает, что его попытки укусить Протасевича именно крутости ему и не добавляют.
Так что попытка Рудика представить себя великим революционером может вызвать только улыбку. Все они у нас тут великие. Вот суд всех и оценит, исходя из степени «величия».
«Nexta» начиналась с песни
Допрос Протасевича начался с уточнения его личных данных. Родился и жил в Минске, женат, образование среднее. Потом разобрались — образования нет вообще, только школа. Не успел Протасевич получить высшее образование. Вернее не захотел — не сдал очередную сессию на заочном отделении журфака БГУ, а широкой публике рассказал, что отчислен по политическим мотивам.
Государственный обвинитель попросила Протасевича своими словами рассказать о том, как же он оказался на скамье подсудимых.
Протасевич начал издалека. «Nexta» в свое время, где-то в 2015-2016 годах началась с песни Владимира Чуденцова «Выбора нет», которую Чуденцов разместил на Ютюбе с подписью «Nexta». Песню подхватили, она понравилась, «Nexta» получила узнаваемость, Чуденцов создал свой Ютюб-канал под таким же названием.
В 2019-м, когда начали набирали популярность Telegram-каналы, Чуденцов завел еще и Telegram-канал «Nexta».
После задержания Чуденцова осенью 2019 года, Протасевич напрямую связался с Путило. Сначала по теме оказания помощи Чуденцову, а потом решили и работать вместе. Поскольку Чуденцов, находясь на свободе, писал и снимал для канала, а Путило только озвучивал, Протасевич взял на себя работу с текстами на Telegram-канале, а Путило занимался видео-контентом.
В феврале 2020-го к Путило и Протасевичу присоединился Ян Рудик, уволенный с «Белсата». Нашел его Путило. На Протасевича новый член команды произвел впечатление человека необязательного, но спорить с Путило Протасевич не стал.
Первое время Протасевич, Путило и Рудик работали каждый из своей съемной квартиры в Варшаве, но в начале 2020-го решили найти офис, чтобы работать всем вместе. Для этого Путило обратился к Алесю Зарембюку, который владел Белорусским Домом прав человека в Варшаве (БДПЧ). Зарембюк - еще один «честный человек» из белорусской оппозиции, про которого всегда ходили слухи, что живет он на иностранных грантах, которые тратит исключительно на собственные нужны.
Зарембюк предложил обвиняемым комнату в БДПЧ, где они и работали. Оплаты за аренду комнаты Зарембюк не просил, но постоянно привлекал Путило к участию во встречах с иностранными донорами. «Nexta» набирала популярность и присутствие Путило добавляло Зарембюку шансов получить очередные гранты на деятельность БДПЧ.
В этот же период к команде присоединилась Екатерина Иерусалимская. Работала она к качестве журналиста, преимущественно для Telegram-канала.
Заработную плату Протасевич получал от Путило. Говорит, что не в курсе откуда поступали средства. Вроде бы получали какой-то доход от рекламы в Ютюбе и на Telegram-каналах, но это не точно. В финансы, Протасевич, по его словам, не лез, все замыкал на себе Путило.
В 2019-2020 году зарплата Протасевича составляла около 5000 злотых (порядка 1500 евро). Путило передавал деньги наличными, иногда, по просьбе Протасевича, переводил на банковскую карточку польского банка.
Допрос обвиняемого Протасевича продолжается.
Протасевич: люди просили подсказать им, что делать дальше, и мы вынуждены были подсказывать