В Минске прошла премьера фильма Николая Бурляева об Андрее Тарковском

В Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, прошла минская премьера документального фильма российского актера, режиссера, писателя, руководителя форума «Золотой Витязь» Николая Бурляева о режиссере Андрее Тарковском «Боже! Чувствую приближение Твоё!». Напомним, в свое время Бурляев сыграл главные роли в картинах режиссера «Иваново детство» и «Андрей Рублев», которые сегодня признаны шедеврами мирового кинематографа. Нынешний фильм снят к 90-летию Андрея Тарковского, которое кинообщественность отметила в апреле прошлого года.

Показ ленты стал завершающим аккордом круглого стола «Традиционные духовно-нравственные ценности в культуре Беларуси и России как основа формирования национальной идентичности, воспитания нравственной личности и патриотизма», который был организован в рамках мероприятий миссионерского крестного хода, посвященного 600-летию явления уникальной православной святыни – Годеновского креста.

По мнению Николая Бурляева, фильм выходит очень вовремя:

– У любого нормального режиссера работа над фильмом занимает 3–5 лет. Идея должна созреть, потом ее надо воплотить. Этот фильм я вынашивал 62 года – это почти вся моя сознательная жизнь… С того момента, как я увидел Тарковского перед собой впервые на киностудии «Мосфильм», когда меня привели пробоваться на «Иваново детство». Мне было 14 лет, ему – 28. При первом общении каким-то таинственным образом этот человек сразу попал в мою душу. Я, мальчик, понял, что передо мной – гений. Дальше жизнь это подтвердила. Андрей Тарковский стал режиссером номер один на планете. Об этом лично мне говорили Анджей Вайда, Тео Ангелопулос, Бернардо Бертолуччи. Эмир Кустурица говорил мне так: «Для того, чтобы понять, что такое режиссура, я тысячу раз прокручивал на монтажном столе новеллу «Колокол» из «Андрея Рублева».

По словам Бурляева, сам Тарковский признавал в режиссерской профессии 5–6 имен:

– Американского кинематографа для него тогда не существовало, хотя по сравнению с нынешним он тогда был еще более-менее приличный. Он признавал Феллини, Антониони, Куросаву, Бунюэля, Брессона и Бергмана. На Бергмане он учился во ВГИКе. Но когда Бергман увидел фильмы Андрея Арсеньевича, он сказал: «Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно».

По словам режиссера, первыми зрителями фильма стали близкие люди Тарковского:

– Я показал его в первую очередь тем людям, для которых Тарковский – родной. Его сестре Марине Арсеньевне, его первой жене Ирине Тарковской, которая играла мою маму в фильме «Иваново детство», сыну Андрею, который живет в Италии, а также переводчице Тарковского Лейле Александер-Гаррет, живущей в Лондоне. Это те люди, которые знают, чувствует Андрея, люди, которых не обманешь. Не буду вам долго рассказывать про реакцию, но она была примерно одна и та же… Марина Арсеньевна сказала: «Я не думала, что фильм получится таким». И я не думал! Но в нем все сошлось: и мой 62-летний путь к этому фильму, и моя любовь к Тарковскому, с которым я живу постоянно в сознании и сердце. К сожалению, об ушедших маме и об отце думаю не так часто, как об Андрее.

По словам Бурляева, фильм создавался в содружестве с сорежиссером Дмитрием Чернецовым:

– Раньше я думал, как это можно снимать кино вдвоем? Мне было непонятно, как это вместе работают Алов и Наумов или Краснопольский и Усков? Теперь я понял, что ошибался. Я нашел удивительного человека, без которого этот фильм не получился бы таким. Это Дмитрий Чернецов. Он был прекрасным режиссером и до меня, лауреат Государственной премии России. У него два образования: режиссерское получил у Владимира Хотиненко, а операторское у Вадима Юсова, работавшего с Тарковским.

Особый повод для гордости для режиссера то, что фильм «Боже! Чувствую приближение Твоё!» вышел в российский прокат:

– Это уже нонсенс! Как это так? Обычно блокбастеры идут в нашем прокате… А тут документальный фильм, который получился даже вполне художественным. Пять месяцев успешного проката! Надеюсь, фильм увидят и в белорусском прокате, я уже написал письмо вашему министру культуры. Этот фильм должны увидеть все. У Андрея есть в дневниках выражение «фильм как молитва». Этот белый экран по своему наполнению тоже должен приближаться к иконе и направлять зрителя в горний мир, в третье духовное измерение. Направлял ли наш экран зрителей? Очень сомневаюсь.

По мнению Бурляева, фильм впервые показывает духовную и религиозную составляющую жизни и творчества Андрея Тарковского. В картине мы слышим голос режиссера, его рисунки, фотографии из семейного архива, отрывки из редких телевизионных и радиоинтервью. Звучат мысли из дневников режиссера. Например, такие: «Апокалипсис – это не внезапный акт, он начался уже давно, конец цивилизации может наступить раньше, чем упадет ядерная бомба, это произойдет, когда умрет последний человек, верящий в Создателя».

Название фильму дала первая строчка личной молитвы Тарковского, которую Николай Бурляев случайно обнаружил в дневниках своего друга и учителя. Съемки проходили в Суздале, где снимался «Андрей Рублев». На родине Тарковского – в костромском селе Завражье, в Юрьевце Ивановской области, куда Тарковские переехали во время войны. 

Неожиданное визуально-пластическое решение премьерной картины не оставило минских зрителей равнодушными. 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter