В Национальном историческом музее Беларуси стартовал уникальный выставочный проект «#ТОЧНОСТЬ. Мир военных топографов»

В масштабе 1:15000

Впервые широкой публике представлены уникальные картографические материалы и документы военных лет. В экспозиции - более 150 предметов. За каждым из них – история, открывающая секреты и тонкости профессии военных топографов, картографов, геодезистов. Выставка организована Государственным комитетом по имуществу и навигационно-топографическим управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси совместно с Национальным историческим музеем, Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны и Национальным историческим архивом. Одними из первых с проектом познакомились корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня». Наш издательский дом – информационный партнер проекта. 


Ратный подвиг

На входе в выставочный зал привлекает внимание деревянный стол на ножках с заостренными металлическими наконечниками. Этот геодезический инструмент имеет название "мензула". Закрепив ее на поверхности земли, выставив по уровню, можно наносить первые пометки на чистый ватман. 

О том, как начинается создание топографической карты, рассказывает Евгений Рехметчиков – полковник в отставке, заместитель председателя ветеранской организации навигационно-топографической службы Минска. Он посвятил профессии ни один десяток лет и каждый геодезический прибор знает, как свои пять пальцев. Евгений Игоревич приглашен организаторами выставки в качестве эксперта-консультанта.

Останавливаемся у экспоната, чем-то похожего на подзорную трубу на подставке. 

Полковник в отставке, заместитель председателя ветеранской организации навигационно-топографической службы Минска Евгений Рехметчиков: «С помощью кипрегеля военные топографы вели мензульную съемку местности».

Топограф «привязывает» точку местности к карте.
- Это кипрегель, – поясняет эксперт. – Механический или оптический геодезический прибор, предназначенный для измерения превышений, расстояний, вертикальных углов, графического построения направлений и нанесения их на топоплан ландшафта. Все выполненные измерения с помощью масштабной линейки, циркуля-измерителя можно нанести на карту, например, столб или отдельно стоящее дерево, точку поворота реки, дороги. 

Неоценима роль топографов и геодезистов во время войны. Например, в годы Великой Отечественной войскам Красной Армии понадобилось миллионы листов топографических карт. Топографы и геодезисты выходили на поля сражений до того, как они становились боевыми и зачастую первыми принимали на себя вражеский удар. 

- Находясь на линии фронта, военные топографы и геодезисты мужественно решали задачи своевременного топогеодезического обеспечения будущих боевых операций, - рассказывает Евгений Рехметчиков. – По аэрофотоснимкам наносили на карты военные объекты противника, делали фотодокументы, специальные карты, планы и другие графические материалы, определяли координаты опорных точек на переднем крае, привязки боевых порядков артиллерии и минометных частей. 

Журнал топографического обеспечения боевых действий войск. Военные топографы составляют макет карты.

Карта как боевое оружие

На выставке «#ТОЧНОСТЬ. Мир военных топографов» можно увидеть фотокопию точного плана Берлина, который получил название «Карта Победы». К его составлению приступили в блокадном Ленинграде за полтора года до окончания войны. Картографы создавали карту по разным фрагментам довоенного плана германской столицы в масштабе 1:10 000, по немецким картам и туристическим проспектам, открыткам, фотографиям и данным аэрофоторазведки: самолеты, которые летели бомбить Берлин, по возможности оснащались соответствующей аппаратурой. Более шести тысяч переведенных на русский язык названий улиц, принадлежность домов и городских объектов с указанием максимальной прочности мостов, по которых будет проходить советская бронетехника. Этот подробный план города передадут в Кремль, и с начала весны 1945-го поезд-литография военно-топографической службы доставит тираж «Карты Победы» воинским частям на фронт. Член Военного Совета Первого Белорусского фронта генерал-лейтенанта К.Телегин вспоминал: «Топографы создали точный детальный план Берлина, который помог нам определить и стратегическую задачу, и оперативное построение войск, и наметить последовательность овладением главным и решающим объектом логова фашистского зверя».

Немецкий план Минска 1942 года.

О вкладе военных топографов в победу можно узнать из журнала времен Великой Отечественной. Он предоставлен из архива навигационно-топографического управления Генштаба Вооруженных Сил Беларуси.

Читая записи, сопоставляя даты и факты, убеждаешься, что военные топографы были в числе первых, кто принял на себя удар агрессора. 

В журнале 31-го моторизованного топографического отряда описан подвиг лейтенанта Степана Гапановича: 21 августа 1941 года он производил геодезические работы вдоль дороги, восточнее села Озерище в Смоленской области, которая связывала передний край с ближайшими тылами. К позиции шел трактор с боеприпасами и попал под вражеский обстрел. Трактор загорелся. Начали рваться снаряды. Не теряя ни минуты, лейтенант Гапанович бросился к пылающему трактору и стал "сбивать" пламя. Ему удалось уменьшить силу огня и предотвратить дальнейшие взрывы. Степан получил 15 осколочных ран, сильные ожоги лица, рук и груди. Но остался жив! За смелость и мужество геодезист был награжден орденом Красной Звезды. 


Карманный атлас СССР 1940 года издания из личного архива историка Льва Козлова.

Точность. Достоверность. Своевременность

Подходим к топографической карте «БССР. Минская область», которую во время Великой Отечественной войны использовал в работе секретарь Минского подпольного обкома КП(б)Б и командир партизанского соединения Слуцкой зоны Иосиф Бельский. И сейчас на ней видны пометки красным карандашом, сделанные рукой Иосифа Александровича. Он был одним из создателей шестидесяти трех подпольных первичных организаций в Минской и Полесской областях. Спустя десятилетия после окончания войны Герой Советского Союза Иосиф Бельский сам передал карту в музей Великой Отечественной войны.



Останавливаемся у самодельной топографической карты Могилевской области БССР с отметками зоны пищевых заготовок первой Бобруйской партизанской бригады. В Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны она попала из рук самого участника Бобруйского антифашистского подполья Андрея Сумбаева. Андрей Николаевич рассказывал, как во время одного из оборонительных боев попал в окружение, но сумел вырваться из вражеского "котла". Затем влился в подпольную борьбу с немецко-фашистскими оккупантами. Организовывал распространение сводок Совинформбюро, собирал оружие и боеприпасы. В его наградных листах, размещенных на нашем сайте partizany.by, сказано: «Участвуя в боях с немецко-фашистскими захватчиками, проявил себя, как смелый командир. При разгроме Кличевского гарнизона показал образцы мужества и отваги». Награжден орденами Отечественной войны ІІ степени и Красного Знамени, медалями «Партизану Отечественной войны» І и ІІ степеней, “За отвагу”.

 Набор измерительных и чертежных инструментов, которые принадлежали советскому военачальнику, генералу армии Алексею Антонову. 


Есть на выставке «#ТОЧНОСТЬ. Мир военных топографов» и некогда секретная карта-схема “№ 35-45 (Бегомль)” Александра Бардадына - командира партизанского отряда Богушевской бригады В.Бойко. Документ из фондов Национального исторического музея составлен по топографическим съемкам 1916 и 1936 годов в масштабе: 1 см – 1 км. Используя эту карту, партизаны под руководством Бардадына взрывали и пускали под откос воинские эшелоны, уничтожали мосты, вражеские автомашины с грузом и живой силой. В наградном листе Александра Бардадына на сайте partizany.by сказано: «Отрядом было уничтожено 766 немецких солдат и офицеров, 127 полицейских. Товарищ Бардадын – способный организатор, волевой, смелый и решительный командир. Пользуется авторитетом среди бойцов и местного населения».

Копия детального плана Берлина («Карты Победы»), который начали создавать в блокадном Ленинграде за полтора года до окончания войны.
 
За стеклом замечаем толстую папку с надписью «Ostland-Atlas» – немецкий атлас 1942-го года издания. В полусотне карт, из которых он состоит, – подробная информация о климатических условиях, географии, сельском хозяйстве и промышленности на оккупированных восточных территориях, в том числе и Белоруссии. В цветовом решении показаны площади, занятые под посевы льна, посевы картофеля, пшеницы, нанесено месторасположение заводов и фабрик, данные о населении с возрастом от 0 до 14 лет, о количестве женщин на 1000 мужчин, числе семей на 1000 человек и другие.

Прибор для измерения горизонтальных и вертикальных углов — теодолит «Геофизика» (30-е годы ХХ века).
На экспозиции можно увидеть и такие геодезические инструменты, как нивелир, теодолит, нивелирные рейки – приборы, которые применялись военными топографами для полевых измерений и разработки графических боевых документов.

- Девиз топографической службы: точность, достоверность, своевременность, – говорит Евгений Рехметчиков. – Любая ошибка военных топографов могла стоить немалых потерь. Карты – важнейший документ в управлении войсками. Используя их, в годы Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии могли правильно ориентироваться на местности, точно брать на прицел вражеские объекты. Военные и гражданские топографические фабрики, фабрики Госзнака и даже редакция газеты «Правда», которая также печатала карты – все они в военное время работали в круглосуточном режиме, наравне с заводами, которые производили боеприпасы. 

Две оригинальные карты из семейного архива представил председатель Госкомитета по имуществу Андрей Гаев. Одна из них – карта БССР из пробного тиража Большого советского атласа мира, подписанная в печать в декабре 1939 года. На ней обозначены административные границы тогда еще десяти областей республики. На оборотной стороне карты есть историческая пометка о том, что в 1942 году она попадала в руки врагам. На второй карте (немецкой) дорог направления Варшава-Москва, изданной в апреле 1944 года, контур западной госграницы Советского Союза можно увидеть лишь по окончаниям красных линий автодорог. До военной операции "Багратион" оставалось несколько месяцев, но в рейхе по-прежнему не желали отказываться от своих планов на передел мира.

Арифмометр «Феликс» — вычислительная машина конца 30-х — 80-х годов ХХ века, которая получила название в честь советского политического деятеля Феликса Дзержинского.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Гаев, председатель Государственного комитета по имуществу: 


- Для нашего народа эта война – не просто история, а непреходящая человеческая боль и память о прошлом, о величайших человеческих жертвах и материальных потерях. Наша выставка – это дань памяти ратному подвигу военных геодезистов, топографов и картографов, их вкладу в борьбу с фашизмом. Этот музейный проект, посвященный 75-летию Великой Победы, по-своему раскрывает уникальные и интересные страницы белорусской истории военного времени. Реализованный сообща сразу несколькими ведомствами, музеями и учреждениями, а также с участием частных лиц, он – еще одно олицетворение нашего глубокого уважения и почета всем, кто сражался во имя жизни и мира.

Юрий Логвинович, начальник навигационно-топографической службы Вооруженных Сил – начальник навигационно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси:


- В предвоенные годы многие подразделения военно-топографической службы, дислоцированные на территории Беларуси, выполняли работы по топогеодезическому обеспечению укрепленных районов вдоль западной границы страны. Потери в отдельных воинских частях доходили до 60 процентов личного состава. Возникшие сложности в начале войны - трагические просчеты при планировании топогеодезического обеспечения войск, понесенные потери в личном составе и технике, были компенсированы героическим ратным трудом солдат и офицеров службы, которые с первых и до последних дней войны осуществляли топогеодезическое обеспечение всех решающих битв и сражений, наступательных операций. Тысячи дешифрированных аэрофотоснимков позволяли «вскрывать» оборону врага, определять координаты военных объектов и выявлять важные для войск изменения на местности. Сегодня с уверенностью можно сказать, что путь к Великой Победе был проложен по картам военных топографов.

Павел Сапотько, директор Национального исторического музея: 


- Выставка, посвященная 75-летию Великой Победы, - уникальный проект, который был реализован благодаря сотрудничеству высокопрофессиональных специалистов. На войне у каждого свое оружие. Военные топографы сражались линейкой, карандашом, кипрегелем. Это предметы – полноценные символы Победы. В уникальном проекте мы не только раскрываем новые грани Великой Победы, но и показываем интересные страницы белорусской истории в целом, отдаем дань уважения и почета всем, кто сражался, кто верил, надеялся, побеждал и сделал нашу жизнь мирной и счастливой. 

Виртуальный тур

Увидеть уникальные документы, карты и оборудование, представленные на выставке "#ТОЧНОСТЬ. Мир военных топографов" в Национальном историческом музее можно и в режиме онлайн. Впервые в музейной практике Беларуси был подготовлен 3D-тур по экспозиции, который позволяет до конца этого года посетить выставку из любой точки мира. Для этого нужно перейти по ссылке, либо зайти на сайты Госкомимущества и Национального исторического музея Беларуси.


kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter