В воздухе уже витает праздничное настроение. Да, красивый снег растаял, но новогодняя суета захватывает и кружит. Кстати, со снегом к концу года растаяли и опасения по поводу высоких цен и ассортимента на прилавках. Очереди в магазинах растут, содержимое тележек и чеки тяжелеют. Праздник придет к каждому, это неизменный факт. И в новогоднюю ночь мы поднимем бокал шампанского под селедку под шубой или бутерброд с икрой и непременно пожелаем себе, друг другу и всей стране мира, процветания и благополучия. А оно в том числе в наших кошельках, которые, хочется надеяться, не опустеют. Ведь сколько угодно можно рассуждать о глобальной экономике и геополитике, а своя рубашка всегда ближе к телу...
Эти снимки можно не подписывать, ведь и так очевидно: резкий контраст, который белорусы видели на полках лихих 90-х и сейчас, красноречиво все объясняет.
«Мы стоим над пропастью системного кризиса государства»: когда четырехзначная инфляция была нормой…
Пустые полки магазинов, запредельные цены на продукты, нищенские зарплаты, тотальный дефицит, остановившиеся заводы и развалившиеся колхозы… Это не сцены из Апокалипсиса. Это страницы из истории нашей страны. Такой она была в начале 90‑х. Такой ее принимал первый Президент суверенной Беларуси.В начале 90‑х мне исполнилось семь лет, и я помню талоны, которые отоваривала мама, и мешки денег, которые приносил с работы папа. Не потому, что он был олигарх. А потому, что (об этом я узнаю много лет спустя) деньги обесценивались на глазах, ценники на практически пустых полках переписывали несколько раз на день, а инфляция по итогам 1992 года приблизилась практически к 2000 процентам.
Десятилетия спустя, уже будучи журналистом и листая старую подшивку «Советской Белоруссии», в номере за 2 июля 1992 года нашла заметку «Как шагреневая кожа сжимается товарное производство, обеспечиваемое талонами». Признаюсь честно, впечатлилась. Автор задавался вопросом и сам же на него отвечал: «Что же конкретно ждет нас в наступившем месяце и квартале на продовольственном фронте? Первое — и главное: если талоны за прошлый период не отоварены, их просто надо выбросить».
В июле 1992‑го в Минске нормы на человека составляли 0,5 кг муки, столько же крупы, макарон — 0,3 кг, сахара — 2 кг, по 1 бутылке вина и водки. По маслу растительному «картина пока не ясна».В июне 1994 года будущий Президент Беларуси Александр Лукашенко в своей предвыборной программе пообещал отвести страну и народ от пропасти. А пропасть была, казалось бы, непреодолимой. Цитирую дословно:
Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на двадцать лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно.
Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь А. Лукашенко «Отвести народ от пропасти». «Народная газета», 14 июня 1994 года.
Тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь А. Лукашенко «Отвести народ от пропасти». «Народная газета», 14 июня 1994 года.
Первая из трех важнейших целей программы — и самая приоритетная — как раз была обозначена как решение проблем экономики и социальной сферы. А это — остановка роста цен и обнищания населения, движение общества от пропасти, развала и социального взрыва к стабильности и прогрессу.За годы своего президентства Глава государства ни на день не упускал из виду ценовой вопрос. Потому что помнит, из какой ямы и какими усилиями пришлось выбираться белорусам…
«Это уже никуда не годится!»: почему цены на контроле у Президента
Совещание у Президента по вопросам ценообразования 6 октября 2022 года я помню очень хорошо. Во‑первых, в этот день у меня день рождения. Во‑вторых, это было одно из немногих подобных многочасовых совещаний, на котором журналисты президентского пула имели возможность присутствовать до самого конца. В‑третьих, слово, которое звучало в тот день чаще всего, было «справедливость». Именно ее белорусский лидер требовал от Правительства, высших должностных лиц, губернаторов, производителей и торговли.Никаких обсуждений за закрытыми дверями тогда не было. Все открыто, откровенно, местами довольно жестко и честно. Почему тогда были принципиально важны жесткий разговор и конкретные задачи Правительству?Вроде бы мы достойно пережили пандемию, справлялись с санкционным давлением. Хотя мировую экономику штормило: страны ЕС и США впервые едва ли не за 30 лет столкнулись с двузначной инфляцией. Люди были просто в шоке.
Да, у нас открытая рыночная экономика, и от такого явления, как импорт инфляции, уйти никак нельзя. Напомню, за восемь месяцев 2022 года инфляция составила почти 14 процентов, а в целом за год Правительство планировало получить 19 процентов. До сих пор ярко помню однозначную реакцию Президента и его принципиальную категоричность:
На такие высокие значения инфляции Совет Министров и Национальный банк должны были ответить жесткими мерами по сдерживанию цен. Я имею в виду, что 13 — 14 процентов — это уже никуда не годится. И те, кто должен сдерживать инфляцию, должны были отреагировать. Рост цен нивелирует все наши усилия по повышению зарплат и пенсий.
Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком Правительства, 6 октября 2022 года.
Александр Лукашенко на совещании с экономическим блоком Правительства, 6 октября 2022 года.
По итогам того совещания, напомню, были приняты фактически радикальные меры: на несколько недель цены были, по сути, заморожены. Хотя Президент четко обозначил: искусственно останавливать и сдерживать их никто не собирается. Просто нужен был небольшой временной лаг для того, чтобы Правительство подготовило необходимые документы, и для того, чтобы инфляция по итогам 2022 года не приблизилась к 20 процентам. Согласитесь, так себе новогодний подарок был бы…
«Ценообразование — это основа справедливого мира в Беларуси»: почему Президент требует в данном вопросе именно справедливости
Уже в октябре прошлого года Совет Министров принял постановление № 713 «О системе регулирования цен». Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) проводило огромную работу по разъяснению норм постановления и контролю за его исполнением, депутаты и сенаторы, представители профсоюзов регулярно мониторили цены по всей стране. Первый вице‑премьер Николай Снопков фактически через день докладывал Александру Лукашенко о том, как идет работа.Справились. По итогам года инфляция составила 12,8 процента. Впрочем, заниматься самоуспокоением и почивать на лаврах было некогда.В феврале 2023‑го — очередное большое совещание у Президента по вопросам ценообразования. Оценить, как работает система, сверить часы и вновь обозначить важное.
— Ценообразование — это основа справедливого мира в Беларуси. Это главная статья договора власти и народа. Поэтому надо выдержать, выстоять. Надо каждому стремиться сохранить нашу страну. Категорически заявляю: у нас для этого все есть. Мы не просто можем ее сохранить, а когда закончится эта дележка планеты, мы будем на порядок выше.
Александр Лукашенко на совещании по вопросам ценообразования, 10 февраля 2023 года.
Александр Лукашенко на совещании по вопросам ценообразования, 10 февраля 2023 года.
Принятая система в целом работала. Производители и бизнес приноровились. Депутаты, сенаторы и профсоюзы в магазинах бывали фактически ежедневно, и не только в качестве обычных покупателей. В апреле 2023‑го индекс потребительских цен в стране составил 4,7 процента в годовом выражении. Это был один из самых низких показателей в Европе.
Не расслабляться и работать дальше
Завершается год. В экономическом плане — с довольно хорошими результатами. Растет потребительский спрос, увеличивается объем рублевых вкладов. Правительство обещает по итогам 2023‑го инфляцию в пределах 5,5 процента.На четверговом совещании у Президента, слушая очередные задачи Правительству по вопросам ценового регулирования, вспоминала возможный прошлогодний сценарий и ловила себя на мысли, будто мы снова отошли от своеобразной пропасти. Да, не такой, как почти три десятилетия назад. Но ведь любые кризисы всегда начинаются с банального — с содержимого кошельков и магазинных прилавков.Сегодня искренне улыбаюсь, когда вижу многочисленные ролики в социальных сетях от иностранцев в белорусских магазинах. То, что для нас уже слишком обыденно и привычно — огромный ассортимент белорусских и импортных товаров, доступные цены, — для кого‑то выглядит удивительным. Но белорусский лидер в данном вопросе выражает осторожный оптимизм. И требует не расслабляться и работать дальше. Потому что вопрос цен, как он несколько раз вновь подчеркнул на этой неделе, — это вопрос справедливости. А на нее запрос у народа будет всегда.
В Правительстве, к слову, уже пообещали, что поставленные задачи реализуют: уже с 1 января в стране заработает четкая, понятная и единая система ценообразования. Возможно, простые белорусы ничего и не заметят в первый день нового года. Но ведь деньги любят, как известно, счет и тишину. Поэтому, уверена, позитивные результаты этой непрерывной работы мы обязательно ощутим на себе. А пока — с наступающим Новым годом! И — айда в магазин, с ценами пока все спокойно.