Классика, джаз, марши, попурри из популярных мотивов. В репертуаре женского духового оркестра «Лира», что работает при ОАО «Универмаг «Центральный» Могилева, — самые разные мелодии. Уникальность коллектива не только в том, что он состоит исключительно из девчат. У оркестранток, мастерски играющих на саксофоне, барабане и трубе, нет даже начального музыкального образования! Такой коллектив — единственный в стране.
Вместо обеда — пища духовная
Начальник комплекса «Мужская и женская одежда» ЦУМа Марина Михеенко в оркестре больше 10 лет:— Я спортсменка. На музыку переключилась, когда распалась волейбольная команда универмага. Рассудила: оркестр — это новый опыт, новые возможности. Правда, не ожидала, что мне вручат… тарелки. Я их держать правильно не умела, не то что на них играть!
Мастерство пришло с опытом. От тарелок Марина «доросла» до большого барабана. Говорит, с ним проще: даже не имея дома инструмента, можно тренироваться, отбивая ритм пальцами на столе.
Марина Михеенко.
Ведущий экономист универмага Наталья Кулешевская — трубач:
— Репетируем с девчатами трижды в неделю, заменяя обычный обед пищей духовной. Музыка вдохновляет, а еще это прекрасная дыхательная гимнастика. Первое время я и дома на трубе упражнялась. Фальшивила, конечно, но соседи, спасибо им за терпение, по батарее не стучали.
Ведущий специалист по закупкам Татьяна Клиш в «Лире» освоила три музыкальных инструмента: трубу, кларнет и саксофон. Больше всего ей нравится саксофон, на котором она исполняет джаз. К маме на репетиции приходит 10‑летняя дочь Лиза, подыгрывает оркестру — на бубне.
Наталья Кулешевская.
— Растим достойную смену, — одобрительно кивает молодой руководитель «Лиры» Евгений Бельский.
На кларнете и трубе
С дамами 32‑летний Бельский работает чуть больше года:— Когда директор ЦУМа Вардгес Амбарцумян предложил мне возглавить уникальный женский оркестр, с радостью согласился. Как солист городского духового оркестра я до этого не раз пересекался с «Лирой» на разных мероприятиях, восхищался выступлениями землячек. Теперь сам — часть коллектива, работать с которым одно удовольствие.
Евгений Бельский окончил Белорусскую государственную академию музыки, в оркестре — за руководителя и режиссера. Дамы говорят, что с ним работать комфортно: «Он за полчаса до репетиции приходит, расставляет пюпитры, позволяет нам выбирать музыку по вкусу».
Дирижер Евгений Бельский.
В оркестре девчата играют на клавишных, барабанах, баритоне, большом и маленьком барабанах, саксофоне.
— Хотим ввести еще бас-гитару и кларнет. Чтоб как в песне: «У нас сосед играет на кларнете и трубе», — улыбается Бельский. — Кстати, когда в ЦУМ приходят молодые специалисты, первым делом интересуемся, если ли у них музыкальное образование. Поначалу удивляются, мол, зачем оно торговым работникам? А узнав об оркестре, приходят в восторг.
«Нам не верили, а мы смеялись и играли»
Идею создать при ЦУМе уникальный женский духовой оркестр подал в 1976 году могилевский дирижер Геннадий Сахрай. В то, что такой амбициозный проект удастся осуществить, тогда мало кто верил. А оркестр вот уже 48 лет радует своими выступлениями не только горожан. «Музыкальных продавщиц» из Могилева даже в столицу на праздники приглашают.
Елена Коритко.
— На работу в универмаг пришла в 1976‑м — Сахрай как раз присматривал девчат для оркестра. Подошел ко мне: «Будешь выступать!» Я, 24‑летняя, заведовала секцией детской одежды, с нотной грамотой не знакома, до этого даже в школьном хоре не пела! Но отказаться не решилась, — вспоминает Елена Станиславовна. — Чтобы освоить альт, который мне доверил Геннадий Матвеевич, месяца два упражнялась дома: мысленно представляла инструмент, в воздухе нажимала на воображаемые клавиши. Пыталась таким образом «приучить» пальцы к порядку — чтобы не подвести руководителя на репетиции.
Учились девчата не только в ноты попадать. Дважды в неделю во дворе за универмагом 35 человек — столько насчитывал первоначальный состав — выстаивались в колонну и маршировали.
— Это было важно, мы ведь принимали участие в демонстрациях, парадах, — объясняет Елена Пускова. — Мне чеканить шаг в День Победы было несложно — альт легкий. А коллеге — Ирине Никитенко — приходилось от площади Ленина до тогдашней Советской, топая на каблуках, тащить 10‑килограммовый барабан, при этом отстукивая ритм!
Мужчины, глядя на оркестранток в ярких пиджаках и коротких юбочках, шеи сворачивали, пытались вклиниться в строй — чтобы познакомиться.
Татьяна Тарасенко.
— Многие вообще думали, что мы «звучим» под фонограмму. Как-то услышала от зрителей после концерта, мол, это подстава, женщины так играть не могут! Подошла и говорю: «Мы не просто женщины, мы продавцы, могу трудовую показать!»
Когда на свадьбе родственников ее отец похвастался мужчинам-духовикам, что дочь запросто может подменить одного из них, те его на смех подняли. После сольного выступления Елене Станиславовне стоя аплодировали все приглашенные на торжество, включая музыкантов.
Пускова с оркестром уже не выступает, но руководитель «Лиры» не теряет надежды ее вернуть — она ведь работает в ЦУМе, бывает на репетициях.
Сейчас в оркестре восемь участниц, скоро присоединятся еще два торговых работника — из галантереи и отдела посуды.