— По сути, этот проект мы только начинаем, — говорит заместитель председателя Белорусского союза художников Шаталья Шарангович.
Хотя, строго говоря, первое мероприятие из серии «Классики — современники» состоялось еще в ноябре-декабре. На суд публики были представлены работы Ивана Миско, Владимира Толстика, Василия Шаранговича и Леонида Щемелева.
Однако, несмотря на успех прошлогодней экспозиции, формат решили изменить. Возникла идея показать общественности доселе неизвестную часть творчества Гавриила Харитоновича Ващенко. Выставка его акварелей и пастелей открылась 26 августа в Минской городской художественной галерее имени Л.Д. Щемелева, и именно в этом направлении было решено продолжать.
— Это будет программа персональных выставок, — рассказала, выступая на открытии, Наталья Шарангович. — Выставка Гавриила Ващенко — первая, будут еще выставки в этом году. Мы будем продолжать эту программу.
Разговор о проекте я продолжила с директором Музея истории города Минска Галиной Ладисовой.
— Мы всегда недооценивали наших художников, — считает Галина Петровна. — Восхищались: «Ах, Грузия!», «Ах, Армения!», «Ах, Прибалтика!» А там один-два художника. У нас таких художников очень много. По-настоящему великих. У нас настоящая художественная школа, большая и разнообразная, и нам нужно постоянно показывать наших великих, чтобы это не забылось и не ушло.
А кроме классиков, есть еще и современники. Есть восходящие, вспыхивающие сверхновые звезды. Так что теоретически, да и практически, полагает Галина Петровна, такой проект мог бы длиться вечно.
— Закономерно, что этот проект развертывается в галерее имени Леонида Щемелева, классика национального белорусского искусства, — говорит она.
И в этом с ней нельзя не согласиться. Дом на Революционной, где с такой любовью развешаны картины Щемелева, — это гостеприимный дом для художников всех поколений. Но особенно для тех, кто рядом с ним жил и работал.
— Все это поколение — Леонид Щемелев, Гавриил Ващенко, мой отец — жило, живет и дышит искусством, — говорит Наталья Шарангович.
Они дружили. Их объединяло время и место — знаменитый дом художников на Сурганова.
— Мы все прекрасно помним, как это было, как это начиналось, — вспоминает Наталья Шарангович. — Я была еще маленькая, в третьем классе, когда мы переехали в этот дом, но я прекрасно помню, как эти люди разговаривали между собой, как решались все вопросы в этом доме. Помню, как мой отец и Гавриил Ващенко собирались по выходным, сколько было разговоров, и все они были об искусстве.
Кому будет посвящена следующая выставка в рамках проекта?
Пока боюсь даже загадывать. Но, зная энергию, творческую волю и художественное чутье Натальи Шарангович, ее обширнейшую эрудицию, жду чего-то необыкновенного. Потому что наша художественная культура настолько богата, в так много еще тайн, и загадок, и несправедливо забытых страниц, что их хватит на десятки и сотни выставок во славу родной Беларуси.