В Брюсселе прошла срочная встреча комиссара ЕС по вопросам экологии и рыбной ловли Кармену Веллы с министрами окружающей среды Германии, Франции, Испании, Италии, Великобритании, Румынии, Венгрии, Чехии и Словакии. Еврокомиссар грозит штрафами: если до 5 февраля вызванные на ковер страны не предпримут активных мер, которые приведут к уменьшению содержания вредных веществ в воздухе, Брюссель обратится с иском в суд Евросоюза. Это будет третьим этапом штрафной процедуры, которая уже запущена. В Евросоюзе каждый год из-за загрязнения воздуха умирает 400 тысяч человек. Пугающая цифра. Как пугающими иногда становятся методы борьбы c загрязнением окружающей среды.
Связанный с этим скандал разгорается в Германии, которая еще не совсем оправилась от “дизельгейта”. В 2015 году выяснилось, что хорошие экологические показатели дизельных автомобилей “Фольксваген”, которые продавались в США, обеспечивались не инновационными двигателями или другими технологическими новинками, но обманывающим инспекторов программным обеспечением, которое гарантировало нужные цифры во время тестов. Скандал был огромным, последствия тяжелыми: американский менеджер “Фольксвагена” Оливер Шмидт приговорен к семи годам заключения и штрафу 400 тысяч долларов, а сама компания согласилась заплатить штраф 30 млрд. Казалось, что с репутацией “Фольксвагена” покончено навсегда. Ан нет. По результатам 2017 года “Фольксваген” продал больше всего автомобилей в мире — 10,74 млн, рост на 4,3% по сравнению с предыдущим годом. Похоже, репутацию немецкого автомобилестроения никакие скандалы подорвать не могут. Или?..
Только, казалось, пережили ураган с “дизельгейтом”, но не успели порадоваться росту продаж, как приключился новый скандал. Оказалось, что компания EUGT (Европейская исследовательская группа по защите окружающей среды и здоровья в транспортном секторе), которую спонсировали “Фольксваген”, “Даймлер” и БМВ, проводила опыты на людях и обезьянах, в ходе которых они подвергались воздействию дизельных выхлопов. Все, конечно, с благой целью: исследования проводили для сбора доказательств, необходимых для того, чтобы оспорить решение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о классификации дизельных выхлопов в качестве канцерогена. По несколько часов кряду испытуемые (шестнадцать мужчин и девять женщин в лаборатории университетской клиники в Аахане и десять макак в клетках в лаборатории в Нью-Мексико) вдыхали токсичный оксид азота NO2 в разной концентрации (дизельные выхлопы — основной источник NO2), а ученые наблюдали, как это сказывается на их здоровье. Говорят, ничье здоровье не ухудшилось, а разрешение на проведение эксперимента с участием людей выдала университетская комиссия по этике. Значит, все в порядке? Особенно с учетом того, что подобные исследования не то чтобы новость и проводятся регулярно. Но есть нюанс. Одно дело, когда эксперименты проводят независимые или государственные учреждения строго в медицинских целях, и совсем другое, когда их проводят по заказу частных автопроизводителей, которые потом могут манипулировать полученными результатами.
Да и исторические ассоциации не стоит сбрасывать со счетов. Руководитель Института экономического анализа и коммуникации в Мюнхене, бывший главный экономист BMW Гельмут Бекер говорит, что тестирование отравляющих газов на людях по заказу автопроизводителей особенно ужасает, учитывая прошлое Германии. В “Фольксвагене” извинились: “Мы признаем, что научные методы, используемые EUGT, были неправильными, и приносим за это свои искренние извинения”, и отстранили (до окончания расследования) от работы своего главного лоббиста Томаса Штега. Перед отстранением он успел пообещать, что “Фольксваген” прекратит любые испытания на животных.
sbchina@mail.ru
В Германии новый скандал в автопроме
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.