А что мы слышим ежедневно? И от “молодых талантов”, и от состоявшихся “звезд”? “Куда бы ты НЕ посмотрел”, “Я тебя найду, где б ты НЕ был”, “С кем бы НЕ был ты” и так далее. Причем “не был” нередко рифмуется с “небо”, из чего следует вывод, что тут вина не певицы и ее произношения, а автора текста. Хотя, может, это одно и то же лицо, не знающее разницы между частицами “ни” и “не”.
Не знают наши светила в различных сферах деятельности разницы между глаголами “надеть” и “одеть”. Часто слышим: “Согласно закона (решения, постановления)”. Ладно уж, если “дефекты” попадаются в прямом репортаже с поля, стройки, из цеха. Но ведь есть редактируемые передачи!
Многие песни — российских авторов, но разве для них должен работать закон “зеленой улицы”? Надо ли восторгаться такой вершиной шлягерства, как “О боже, какой мужчина! Я хочу от него сына...”? А вот и наш, белорусский ответ: “Кто тебе сказал, ну кто тебе сказал, что я — только твоя?”
Какова природа такого упадка? Почему хорошие, добрые песни Александра Тихановича, Якова Науменко, Николая Скорикова, Олега Семенова, Ярослава Евдокимова, Виктора Вуячича звучат крайне редко? Кстати, как-то довелось услышать передачу по радио, где одна собеседница спросила другую, почему не слышно песен Ярослава Евдокимова. Ответ повергает в пессимизм и возмущение: “Он как-то не в формате”.
Если таким стал у нас “формат”, то его надо разнести в щепки и заменить другим. А то ведь в поддержку нынешнего уже раздаются голоса “специалистов”: якобы к сочиняемым песенным стихам не надо предъявлять высоких требований, не надо ждать от них особого смысла, рифмы, размера строки и прочего. Интересно, что по этому поводу сказали бы Евтушенко, Рождественский, Гамзатов, Ясень и другие? Или они тоже нынче “не в формате”? С качеством нового песенного творчества, вероятно, связано и то, что, включая на радио песню, ведущие даже не называют авторов. Наверное, от греха подальше.
Затронутая тема — не беспочвенное брюзжание пожилого человека, которому, видите ли, не угодили какими-то песнями. Это очень важная проблема. Это среда повседневного воспитания. У некоторых крикливых, безграмотных и безнравственных песен есть поклонники и любители. Но, как известно, обращаясь к аудитории, надо не угождать ей, а вести ее за собой. И вектор этот задают радио, телевидение, другие СМИ.
Иван Тихонович Берков, Минск