В феврале 2024 года Национальным собранием Беларуси седьмого созыва был принят Закон «О Всебелорусском народном собрании». В соответствии с Конституцией этот закон определил порядок формирования ВНС, принципы и организационные основы его деятельности, а также права и обязанности делегатов. ВНС не является новым органом для нашей страны. Прошло уже шесть Всебелорусских собраний. Как представительный орган народовластия каждое Собрание принимало решения о направлениях социально‑экономического развития общества и государства. Именно от первых собраний начинается традиция составления программ социально‑экономического развития на пятилетку. Но именно сегодня по итогам республиканского референдума 2022 года политический статус ВНС был изменен и существенно усилен. ВНС приобрело статус конституционного органа и было трансформировано в политический институт, имеющий стратегические полномочия и занимающий ключевое место в конструкции власти. Почему именно сейчас? Почему на современном этапе исторического развития белорусского государства возникла настоятельная потребность в появлении мощного народного вече, которое будет оказывать решающее воздействие на содержание и направленность государственной политики в нашей стране?
СКАЗАНО
— ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации. Собрание — опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока (1,2 тысячи, или сколько вы предлагаете человек), соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.
Укрепить основы белорусского народовластия
В новом качестве ВНС становится главным политическим институтом, который через утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, Концепции национальной безопасности, программ социально‑экономического развития Беларуси задает рамки для работы всех органов государственной власти. «Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться государственные органы», — сформулировал этот принцип Президент Беларуси Александр Лукашенко.
Такой подход создает условия для постоянного укрепления и воспроизведения механизмов социального государства, защищающего интересы подавляющего большинства граждан Беларуси, и превращает ВНС в политический институт, который в долгосрочной перспективе будет препятствовать изменению политики, нацеленной на защиту интересов белорусского народа.
Этот подход принципиальным образом отличается от западной модели демократии, которая по своей сути построена как дефектная демократия, или псевдодемократия. Колин Крауч, Ноам Хомский, Томас Фергюсон, Марк Шенэ, Дарон Аджемоглу, Ян‑Вернер Мюллер, Джон Данн и многие другие ученые из западных университетов уже раскрыли в своих научных публикациях реальное содержание двухконтурной политической системы Запада.
Финансово‑промышленные элиты Запада формируют главный «контур управления», в котором контролируются ключевые параметры политической и экономической системы общества. Эти круги финансируют различные политические партии (внешний контур), которые на первый взгляд конкурируют друг с другом. Но эта конкуренция происходит не между различными социальными группами общества и уж тем более не между различными моделями политической организации общества, а внутри уже существующей элиты между представителями одного и того же политического класса за право войти в хорошо оплачиваемый круг людей, распоряжающихся общественными и бюджетными фондами.
В итоге конкуренция политических сил превращается в тщательно режиссированный спектакль, управляемый командами профессионалов, владеющих приемами манипуляций и пропаганды. А за занавесом этой игры разворачивается непубличная реальная политика в интересах меньшинства — финансово‑промышленных элит или имущего сословия.
Жертвой такой системы предсказуемо становится большинство — простые граждане этих стран. У них пока сохраняется последний инструмент защиты своих прав — деньги. За деньги можно нанять адвокатов для юридической защиты, или охрану для обеспечения своей безопасности, или обратиться в частную медицинскую клинику для сохранения здоровья. Но что делать тем людям, которые не располагают достаточными финансовыми ресурсами? Доминирующая в западной цивилизации неолиберальная идеология считает таких людей незаслуживающими помощи. А ведь последние десятилетия все серьезные экономисты говорят о том, что уровень жизни на Западе неуклонно снижается. И бедных становится все больше и больше…
В Беларуси активно строится другая модель защиты интересов и прав людей, основанная на базовом принципе справедливости и государственной политике, нацеленной на создание условий, необходимых для благополучия каждого человека. Это выбор белорусского общества. И в такой модели ВНС становится вторым политическим институтом, в дополнение к институту президентства, нацеленным на защиту принципов народовластия.
Защита электорального суверенитета
Укрепление суверенитета — это фундаментальная задача, которая имеет принципиальное значение для будущего нашей страны. Для этого выборы политиков, которые будут наделены правом принимать судьбоносные решения от имени народа и в интересах народа Беларуси, должны быть защищены от любого иностранного вмешательства.
Важнейшей новеллой в политической жизни Беларуси станут полномочия ВНС о признании легитимности выборов. Мы окончательно отказываемся от практики приглашения западных наблюдателей, которые использовали процедуру наблюдения для откровенного политического давления в попытке внести хаос в нашу политическую жизнь, лишить выборы легитимности.
Это не значит, что мы отказываемся от помощи внешних наблюдателей. Мы всегда будем рады видеть у себя экспертов, которые искренне готовы помочь в развитии и совершенствовании избирательного процесса в Беларуси, и будем приглашать наблюдателей из дружественных стран.
Но практике политического давления и шельмования будет положен конец. Отныне только ВНС может принимать решение о легитимности выборов в Беларуси! Это фундаментальное условие для обеспечения полноценного электорального суверенитета Беларуси.
Механизм консолидации общества
ВНС будет проводить ежегодные пленарные заседания, а консультации и обсуждение проблемных вопросов будут осуществляться постоянно. Эта функция имеет принципиальное значение для гармонизации интересов различных социальных групп в белорусском обществе. Такие группы объединены сходным видом деятельности, общими экономическими интересами. Это промышленные круги, местная власть, научное сообщество, бюджетники, предприниматели, банкиры, транспортники. Совпадая в главном, их интересы на тактическом уровне могут противоречить друг другу. Еще в середине ХХ века американский экономист Кеннет Эрроу математически доказал теорему о невозможности принятия решения для трех и более социальных групп, которое в полной мере удовлетворяло бы всех участников. Всегда будут участники, выигрывающие или проигрывающие в социально экономическом плане. Как минимум это делает необходимым
поддержание постоянного процесса гармонизации интересов социальных групп, согласования механизмов компенсации и балансировки интересов.
Если ранее эта функция реализовывалась Президентом, то сегодня ВНС в силу своего состава, который объединяет все социальные слои белорусского общества, становится еще одним, новым политическим институтом, от которого будет зависеть гармония социальных отношений, а значит, и степень единства белорусской политической нации.
Защита традиционных ценностей
Мы живем в кризисном мире разрушения старой глобализации и ожесточенной борьбы за принципы построения нового мирового порядка. Полем самого ожесточенного противоборства становятся ценности и смыслы существования человеческого общества. В западной цивилизации мы видим тенденции появления «новой этики», навязываемой богатыми сословиями. Эта этика отрицает традиционные семейные отношения, разрушает духовную и социальную связь между родителями и детьми, новыми и старыми поколениями, отрицает коллективную солидарность и взаимопомощь, превращает общество в сообщество изолированных друг от друга личностей, воюющих друг с другом за личное благополучие. В итоге такая «новая этика» отрицает фундаментальное равенство людей и уходит за рамки христианского учения, в котором «все люди равны перед лицом Всевышнего».
Если XIX век был веком конфликтов империй и национальных государств, если XX век был веком противоборства социально‑экономических систем, то XXI век превращается в век столкновения цивилизаций и их ценностей.
Защита и укрепление наших традиционных ценностей — это главная задача любого общества, которое хочет сохраниться в будущем. Решение такой фундаментальной задачи под силу только общественным институтам. Убежден, что защита и укрепление наших традиционных духовных ценностей как раз и являются сакральной задачей такого политического института, как ВНС.
Конституционный статус, новые государствоформирующие функции делают ВНС политическим институтом народовластия, обращенным в будущее. В добрый путь, Всебелорусское народное собрание! В условиях трансформации старой неоколониальной глобализации и возникновения многополярного мира этот путь не будет легким. Но, вне всякого сомнения, уже в ближайшем будущем ВНС станет фактором успеха и укрепления белорусской государственности.
Андрей САВИНЫХ.