Эх, Серега ты серый! Про ту «оппозицию» из 90-х, стало быть, тебе все понятно было, а эту, значит, сразу рассмотреть не удалось? Вот такой из тебя на деле оналитик.
Это не «оппозиция». Оппозиция как общественная страта, предлагающая обществу альтернативные пути развития, должна это самое общество знать. Понимать свой народ, если уж попросту. А с этим – проблема, нива непаханая. Насколько «креативный средний класс» не понимает и даже не старался понять белорусский народ, те, кто смотрел, могли видеть на протяжении 2020–2021 годов.
Скажем, мадам Чернявская, жизнь поклавшая на изучение белорусов, даже называвшая себя в сем вопросе профессором. А как не поддержал народ ее простотуток, так сразу: «Че-ернь!» Или другой профессор, российский, – Александр Ципко. Был он помощником секретаря ЦК Яковлева, директором программ «Фонда Горбачева» – и вот к какому выводу на старости лет пришел: «Причиной нашего уникального самодержавия является русская культурная неполноценность. Поэтому до тех пор, пока русские не преодолеют свою «относительную культурную отсталость», пока русские не впустят в свою душу правовое сознание, идею ценности человеческой жизни, они обречены жить при царях-батюшках».
Ничего, правда, нового: права человека, дикари с Востока, покаяние, репарации, контрибуции…
Вот в Латвии запретили все русские (российские) телеканалы. По национальному, можно сказать, признаку. Зато «Дождь» (иноагент) начнет, как пишут, вещание из Риги. Иначе говоря, потомки латвийских эсэсовцев и карателей отлично понимают: «Дождь» – не русский, не российский канал.
А какой тогда?
***
В Беларуси 2020 год очень быстро и радикально развел интеллектуалов по разные стороны идеологических баррикад. С гнилой стороны оказались впавший в экстремизм Мацкевич, беглый инсайдер Шрайбман, дующий щеки Лебедок. С другой – Гигин, Шпаковский, Щёкин… – те, кто на самом деле умеет думать.
Почти сразу выяснилось (в том числе в силу географической малости Беларуси, где все всех знают), что дискутировать бесполезно: ну, о чем умным говорить с теми, кто работает за чужие деньги и «думает» то, что нужно заказчикам?
Россия же дает в этом плане наглядный пример (показательный кейс, как нынче модно говорить) того, как неустанно работает «пятая колонна». В идеологии, в смыслах, на уровне базовых понятий и ценностей. Вот выпускник НИУ «Высшая школа экономики» (что знающим уже говорит о многом), руководитель программ фонда Карнеги (и остальным – тоже) Александр Габуев. Типа нашего Шрайбмана, если уж искать аналогии.
Он пишет о своей заграничной поездке, мимикрируя под патриота: «После двух недель таких разговоров к концу вашингтонской командировки я впервые в жизни поймал себя на мысли, что буду очень рад сесть в самолет и, наконец, улететь из этого города». Но когда описывает «такие разговоры», то читателю преподносятся следующие мысли. Не от себя – от имени безликих (да и существующих ли?) американских чиновников, конечно же: «Они всеми силами пытались предотвратить эту войну. Президент Байден и его команда, несмотря на критику, пытались до последнего разговаривать с Кремлем».
«О побочных эффектах санкций в администрации США все неплохо понимают. При этом Запад от своего курса тоже не откажется». «Когда в декабре Москва озвучила свой ультиматум, Белый дом положил на стол пакет предложений, которые отвечали на многие давние требования РФ в сфере безопасности». «Теперь же, после всего, что случилось, никакого доверия к Кремлю нет».
Однако, несмотря на то, что все плохо, Александр все равно возвращается в Москву – а в качестве кого? Агента влияния? Засланного казачка? Продолжать идеологическую подрывную работу? Он же не русский, не российский, как и «Дождь», это ж видно даже из Риги.
***
Такие габуевы (в Беларуси их называют забившимися под плинтус, что не делает их менее опасными) призваны дополнять зарубежных шарльмишелей: «Рост цен на продовольствие приводит к обнищанию населения, дестабилизирует целые регионы. Россия – единственно ответственная за этот продовольственный кризис. Россия и только!» – талдычат они, не уставая. Многими устами. На всех уровнях. Почти в каждой международной организации.
Таранят снаружи по модели «дзяўбцi-дзяўбцi-дзяўбцi». Роль габуевых – размягчать мозги изнутри. У обычных россиян (и белорусов), чтобы мы принимали на себя вину. Западные проблемы. Бандеровское горе.
Это не вчера началось. Максим Трудолюбов, редактор-обозреватель «Медузы» (тоже иноагент), сетует за все «потерянное поколение», опираясь на социологические интервью: «Наше поколение [родившиеся в 1970–1980 годах] ждало, когда, наконец, придет его время. А сейчас оно с удивлением обнаруживает, что его просто не допускают к власти. И что, в общем-то, то поколение, которое старше нас, там, на 10–15 лет, оно прочно заняло все места».
Из таких стонов, между прочим, следует, что яковлевы (а вслед за ними всякие карнеги и соросы, Высшие школы экономики или там социальных и экономических наук, а теперь и «структуры гражданского опчества») работали вдолгую: целое поколение воспитывали. С пеленок, с нуля.
Которое должно было просто прийти к власти. Незаметно подхватив знамя Чубайса-Гайдара и припав к бочке варенья и корзине печенья.
«Те, кто взрослели в годы перестройки, – они для системы опасны», – констатирует Максим. Не все. Беларусь как раз и показывает, что нужно без стеснений отделить агнцев от козлищ. Вернуть себе присвоенное плохишами понятие «гражданское общество». И не бояться бить по рукам, которые подсовывают обществу чуждые ему смыслы.
«Мало того, старшее поколение готовит себе замену из своих собственных детей, то есть полностью заблокировав социальный лифт… минуя наше поколение». Пичалька. Пытались взрастить целое поколение «мальчишей-плохишей», чтобы шестая часть суши сама упала в глобально-жадные, лживо-демократичные ручки, а вот – не срослось. Народы разобрались.
Больше того: люди выходят из обыденной спячки, стряхивают будничную рутину и, пусть по-разному, проявляют гражданскую активность. Все отчетливей понимая, насколько те, кто под крылышками Карнеги и Сороса «взрослели в годы перестройки», действительно опасны для системы. Для государства. Для народа.
И ведь это происходит не только в Беларуси или в России, возьмите хоть Венгрию, хоть Сербию, если о Европе говорить.
***
Они опасны, но они не знают своего народа. Не понимают сути истории. Оторваны от настоящих корней.
Они – не русские, не российские, не белорусские. Они – беглые, в крайнем случае – шипящие из-под плинтусов. Дело в их сути, а не в формальном гражданстве, которое тоже, знаете ли, чаще всего формально.
«Драматические последствия этой войны для всего мира всем нам только предстоит увидеть, – пугают габуевы, – ведь способность терпеть боль из-за авторитарного режима и выученной беспомощности населения у России куда выше, чем у западных обществ». И у Беларуси, само собой.
Стойкость, мужество, беззаветная преданность, верность присягам, готовность «живот положиша за други своя» – все эти наши качества, присущие нашим реальным гражданским обществам, оказывается, из-за «авторитарного режима»? Так пусть он будет вечно!
(Двуглавого орла видели? Это и есть, чтоб вам понятно было, символ Союзного государства. Вечный и непобедимый – куда там одноглавому орлану или облезшему льву, отобьется и заклюет ведь).
А кто у кого скрал «выученную беспомощность» – глупость, ставшую белорусским мемом? Которую здесь запустил меценат и филантроп (зачеркнуто), махинатор и прохиндей, не нашедший в себе даже сил признаться. Не из фонда ли Карнеги, не из денег ли Сороса ноги растут, кто бы из философов-методологов подсказал?
Не понимают они, не в силах осознать: не поэтому способность терпеть боль у нас, белорусов и россиян, куда выше. А из истории нашей. Из земли, политой нашей кровью. Из нашей правды.
«Правда на нашей стороне. Она всегда сильнее. И мы выдержим любое давление на нас, каким бы оно ни было. Пусть в форме мятежа или гибридных каких-то войн, или даже горячих. Мы выдержим», – сказал наш Президент Александр Лукашенко.
И Патриарх Кирилл, архиерей-предстоятель всей Русской православной церкви, с ним согласился.
В Беларуси есть город Кобрин, бывший некогда поместьем непобедимого Александра Суворова. Будто эхом согласным звучит оттуда его знаменитое: «Мы – русские! С нами Бог!»