Причины алалии
– Причина алалии – органическое поражение речевых зон головного мозга. Установлено, что оно происходит во внутриутробном периоде либо в возрасте до одного года. К факторам риска специалисты относят осложненную беременность (угрозы выкидыша, тяжелый токсикоз, травмы и болезни в период беременности) и осложненные роды (экстренное кесарево сечение, затяжные или стремительные роды, гипоксия, асфиксия в родах, преждевременные роды).Формы алалии
– Существуют две формы алалии: моторная и сенсорная.При моторной алалии ребенок хорошо понимает обращенную речь, может выполнять инструкции взрослого человека, показывать нужное изображение на картинке. При этом он (в самых тяжелых случаях) будет молчать или общаться при помощи звукоподражаний. Например, в 4 года вместо слова «машина» будет говорить «биби», вместо глагола «идет» – «топ». Если же речь у ребенка есть, то она имеет особенности: нестойкие замены звуков (вместо «мебель» ребенок сегодня скажет «небель», завтра – «ебель», а потом снова «мебель»), перестановки и пропуск слогов в слове («рагуда» вместо «радуга», «есипед» вместо «велосипед»).
Дети с данным нарушением часто забывают даже хорошо знакомые слова. Показываешь ребенку картинку с любым предметом, он называет то, что изображено, а через пять минут уже не может вспомнить: или молчит, или называет похожим словом. Такой ребенок часто называет предметы по их назначению: не «лопата», а «копают», а название предмета так и не вспомнит.
У детей с моторной алалией возникают большие трудности с овладением всеми грамматическими категориями русского языка. Так, они не могут правильно употреблять слова во множественном числе, часто используют только мужской род, не изменяют существительные по падежам, не используют предлоги при построении предложения.
Сенсорная алалия проявляется совершенно по-другому: дети не понимают обращенную речь. В самых тяжелых случаях они могут различать только громкость, интонацию и разный тембр голоса. Такие дети не говорят. В более легких случаях дети с сенсорной алалией с трудом понимают значение отдельных слов, грамматических конструкций. Не в состоянии ответить на вопрос. Таким детям свойственна эхолалия: они механически повторяют то, что слышат от других людей, не понимая значения сказанного.
Опасность алалии
– Главная опасность алалии заключается в том, что сама по себе она не проходит. Требуется длительная коррекционная работа для преодоления всех трудностей. Конечно, детям с таким нарушением сложнее учиться в школе. Они с трудом овладевают навыками письма и чтения, с математикой проблемы могут начаться тогда, когда, например, необходимо будет самостоятельно понять условие задачи.Я выступаю за раннее вмешательство. Считаю, что чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее получится преодолеть отставание от сверстников. Хочу обратить внимание: не нужно ждать, когда ребенку исполнится 5 лет. За помощью нужно обращаться как можно раньше.
Диагностика алалии
– Если ребенку уже исполнилось 1,5–2 года, а он, кроме нескольких звукоподражаний, ничего не говорит, начните с проверки слуха. Это довольно простая аппаратная процедура, которая поможет исключить самую очевидную причину отсутствия речи – снижение слуха. После необходимо посетить невролога, психиатра и логопеда. Как именно будет проходить диагностика у логопеда, зависит от состояния ребенка. Если малыш совсем не говорит, то логопед проверит, как он идет на контакт, умеет ли взаимодействовать со взрослым, понимает ли различные слова и речевые инструкции, использует ли указательный жест. Логопед по возможности обязательно посмотрит и остальные высшие психические функции: память, внимание, восприятие, мышление, моторику, ведь речь развивается только на базе хорошо сформированных ВПФ.Методы коррекции алалии
– Методы коррекции алалии зависят от формы (моторная или сенсорная) и степени тяжести (говорит ли ребенок хоть что-то либо совсем молчит). Лучшее, что могут сделать родители, – показать ребенка специалистам. Алалия – тяжелое нарушение, с ней в домашних условиях справиться не получится. Однако помочь специалистам родители все же могут. Прежде всего нужно всеми способами привлекать внимание детей к речи: озвучивайте буквально все, что видите вокруг, проговаривайте слова по несколько раз. У детей с алалией плохо образуются нейронные связи. Для закрепления речевой информации им важно многократно слышать одно и то же.Второй очень важный момент – при общении с детьми употребляйте нормальные слова, не используйте лепетные. При играх и общении не упускайте возможность вызвать речевую реакцию: задавайте простые вопросы, чтобы ребенок хотя бы попытался ответить «да» или «нет». За любую попытку сказать новое слово хвалите, причем делайте это громко и радостно. Так вы сформируете мотивацию – желание говорить. Все остальное лучше поручить специалистам.
Фото: freepik.com