Первые счастливцы, своевременно позаботившиеся о билете, увидят спектакль 16, 17 и 18 апреля.
Макет Летучей мыши. Фото Аника Неделько
Оперетты не ставились в Большом театре Беларуси с 1961 года. Последней была «Летучая мышь» в постановке тогдашнего главного режиссера Купаловского театра Вячеслава Бровкина. За дирижерским пультом стояла великая Татьяна Коломийцева, в главных ролях блистали выдающиеся мастера, будущие народные артисты СССР: Розалинда – Нинель Ткаченко, Адель – Тамара Нижникова, Фальк – Аркадий Савченко. До этого были «Корневильские колокола» и «Цыганский барон» – блестящие спектакли, надолго запомнившиеся минской публике.
Потом кто-то решил, что оперетта – это слишком легкомысленно для академического театра, и любимый народом жанр изгнали с главной сцены страны на долгих 58 лет. Хотя в «Метрополитен-опере», Королевской опере «Ковент Гарден» и других славнейших театрах мира «Летучую мышь» ставили из года в год, и блистали в ней такие звезды, как Кири Те Канава, Гундула Яновиц, Луция Попп, Эдита Груберова, Николай Гедда.
И вот, как и обещал год назад генеральный директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко, «Летучая мышь» уже в пути.
Театральной стороной постановки занимается венгерский режиссер, художественный руководитель Будапештского театра оперетты и мюзикла Габор Миклош Кереньи, известный в профессиональных кругах под кличкой Керо. Он опытный постановщик не только оперетт, но и опер. За десять лет работы в Венгерском государственном оперном театре он успел поставить такие шедевры, как «Летучий голландец», «Дон Карлос», «Макбет».
Габор Миклош Кереньи демонстрирует эскиз Летучей мыши. Фото Аника Неделько
Но все-таки главное дело его жизни – оперетта, благо на родине Кальмана как нигде знают и хранят классику этого жанра. Оперетты в постановке Керо идут в Зальцбурге, Санкт-Петербурге, Праге, Вене, Тель-Авиве, Бухаресте, Мюнхене, а теперь к этим городам добавится Минск.
Керо обещает, что постановка «Летучей мыши» будет традиционной и в то же время уникальной:
– Мы создаем спектакль, который сохранит традиции первой постановки 1874 года, но также вберет в себя все самое лучшее из того, что существует в театре на сегодняшний день.
Говорят, в спектакле будут сложные лабиринты, поворотный круг, необычные визуальные эффекты. Вместе с Керо в белорусскую столицу прибыла целая постановочная бригада из Венгрии: сценограф Тамаш Ракаи, художник по свету Петер Шомфаи и, наконец, Агнеш Дярмати, прославившаяся как автор костюмов для оскароносного фильма Иштвана Сабо «Мефистофель». Пошивочные цеха Большого театра Беларуси готовят по ее эскизам более 200 нарядов.
Танцевальные номера будет ставить балетмейстер Большого театра Беларуси Ольга Костель, несколько лет учившаяся в Германии у Дитмара Зайфферта.
– И все-таки во главе угла стоит музыка! Она великолепна! – утверждает Керо.
С ним полностью согласен главный приглашенный дирижер Большого театра Беларуси Джанлука Марчиано, который взял на себя музыкальную сторону этой постановки.
Джанлука Марчиано. Фото Аника Неделько
– Я всегда мечтал продирижировать «Летучую мышь», и вот, наконец, эта мечта сбывается! – признается маэстро Марчиано. – Мой любимый дирижер – Карлос Клайбер, величайший дирижер в истории. Для него «Летучая мышь» была шедевром, а для меня это шедевр в квадрате. И я очень счастлив, что буду заниматься этой постановкой с нуля. Эта вещь исполнена воодушевления, энергии и веселости. В ней масса тонкостей, ее музыка изящна и изысканна, так что я с нетерпением жду начала репетиций!
Как всегда, любителей и знатоков оперетты интересует вопрос языка. В театре объясняют, что петь и говорить будут на русском.
Но кое-что в спектакле будет резко отличаться от того, что было в пьесе Эрдмана и Вольпина, которая шла в советских театрах с 1946 года. Мы привыкли к тому, что князь Орловский – благородный баритон. Так было даже в знаменитом фильме Яна Фрида (1979).
Но в оригинале Штраус писал эту партию для меццо-сопрано. Его Орловский – пародия на богатых и эксцентричных русских. Этот скучающий аристократ – злобный мотор всей интриги. По тогдашним идеологическим соображениям этого никак нельзя было допустить. И Орловского почти изымают из сюжета, а его музыкальные номера заменяют вставным вальсом. В новой постановке Орловский вернется в своем оригинальном обличье.
В спектакле будут заняты ведущие солисты белорусской оперы Анастасия Москвина, Ирина Кучинская, Александр Михнюк, Виктор Менделев и многие-многие другие.