На патриотическом форуме «Это НАША история!», посвященном Дню народного единства, Александр Лукашенко сказал: «Утраченную традицию праздновать освобождение западных белорусских земель мы вернули в свою жизнь не только как дань памяти этому эпохальному событию…. Это ответ на новые попытки Запада разделить белорусский народ по живому и разорвать в клочья страну. Это наказ будущим поколениям белорусов помнить исторические уроки».
Здесь каждое слово существенно, на каждом предложении можно построить лекцию. Провести открытый урок в школе. Выступить в дискуссионном клубе со студентами.
Особенно хочется подчеркнуть «утраченную»: ведь далеко не все помнят, что во многих белорусских городах и поселках из тех, что «были под Польшей», есть улица 17 сентября. Эта дата была и оставалась праздничной для очень многих семей «западных» белорусов, не глядя на официальную традицию.
В квартирах и хатах чарка и шкварка неуклонно, со спокойной упертостью ставились на стол в день начала освободительного похода Красной армии. Потому что деды хорошо понимали (спиной, кожей и всей жизнью своей и своих близких) значение этого Дня для себя и для потомков.Дня, когда наш народ воссоединился, а наша страна была сшита из разорванных было половинок. Кому еще удалось такое в XX веке?
* * *
Еще один посыл Президента: «Большинство населения встречало красноармейцев как освободителей, а воссоединение белорусских земель воспринимало как акт исторической справедливости». Все верно, все так и было. Этого не могут отрицать ни потомки кулаков, ни исказители истории, ни даже фальсификаторы из экстремистских медиа.
«Акт исторической справедливости» — интуитивно общепонятно. Но начните вы в аудитории объяснять про справедливость подробно — боюсь, запутаетесь.
Дело в том, что физика (мир, Вселенная) такого понятия не знает. Лев ли задрал лань, гиены ли сожрали льва, засуха ли сгубила гиен — природе все равно, у нее нет плохой погоды. Справедливость — понятие абсолютно человеческое. Можно сказать, один из признаков homo sapiens.
То есть справедливость в головах людей есть. Но каждая по отдельности, а общей, получается, нет?
* * *
Однако — и это поистине удивительная вещь! — справедливость, падая в общество откуда-то с небес, не разбивается на острые кусочки зеркала так, чтобы не сложиться обратно. Она вроде у каждого своя. Но если говорить о наших народах (большей части населения бывшего СССР), то до сих пор, несмотря на все усилия Запада, у бывших советских людей осталось, существует, присутствует общее понятие о том, что справедливо, а что нет.
Простой пример из ленты новостей: «Стоимость пакета акций «Арктической горной компании», принадлежащего супруге главы республики Саха Якутия, составляет около 1 миллиарда 200 миллионов рублей». Это законно? — может быть. Завидно? — безусловно, да. Закономерно? — дискуссионный вопрос, но, возможно, так.
Однако — несправедливо. Алмазно-кристально понятно и якутам, и белорусам, и россиянам, и украинцам: несправедливо.Ясно это и казахам, и бурятам, и молдаванам, и армянам, несмотря на 30 непрерывных лет сплошного капитализма. Поколения сменились, как кора у дерева или кожа у крокодила, а понимание «справедливо или нет» внутри народов никуда не делось.
* * *
В разговоре с людьми надо идти от жизни, оставив умные фразы ботаникам из академии. Мы не можем с ходу сформулировать, что есть «справедливо», но сходимся, когда видим «несправедливо»? Вот и отлично, давайте строить жизнь на минимизации несправедливости, почему нет?
Причем не нужно думать, что не быть несправедливым — это легко и просто. Отнюдь! Еще Василий Шукшин призывал: «Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!» Да и любой церковнослужитель вам подтвердит: соблазн потому и дьявольский, что кажется простым и легким.
Наша страна строит общество социальной справедливости, на том стоим. Запрос на справедливость мироустройства уже ясно слышен и по всему земному шару. И однако: строить и развивать общество потребления на порядок легче, во всех отношениях проще.
«Наш ориентир — не общество потребления, а общество просвещенных и сознательных граждан, осмысленно вовлеченных в созидание родного дома — нашей Беларуси» — из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию в 2022 году.
* * *
Тот же самый подход — от жизни! — применим и если речь заходит про государственную идеологию. Про национальную идею. Про миссию. Ну, не можем пока мы сформулировать, в чем они, — и что? Большинство стран мира не может, а многие даже не парятся!
Не верите? Тогда скажите, какая миссия или национальная идея у Норвегии? Сейчас-то оно понятно: бешено разбогатеть на российской спецвоеноперации, а до того? И после?
Сейчас действуют тоньше: «На фоне распада советской державы к нам мутным потоком с Запада принесло так называемые демократические ценности, замешанные на чужих идеалах, бездуховности и низменных чувствах. Подавалось это под видом некой высокой моды и культуры, а цель того экспорта сегодня всем понятна. Нужно было взрастить поколение без роду и племени. Дискредитировать понятие «патриотизм», заставить презирать наследие наших предков», — напомнил Александр Лукашенко на вручении премий в начале 2022 года.
Между тем даже само понятие справедливости с момента его возникновения свидетельствует о работе человеческого духа. О трудах души, которая стремится не просто выжить в этом мире, но переустроить его. Переустроить правильно, по своим человеческим (а может, даже и божьим) законам, в соответствии с моралью и нравственностью. По справедливости.
Для этого нужно и наследие предков. И историческая память. И народное единство. И патриотизм. Будто кусочки пазла, собираются они в интуитивно-правильную конструкцию, стоит только взяться за верную основу.
* * *
И не стесняйтесь в разговоре с оппонентами, с неуверенными, с сомневающимися и даже с провокаторами быть жестче. Называть, к примеру, разврат — развратом, а педофилию — тяжелейшим преступлением против нравственности и семьи. А не этаким недомоганием, нестрашным отклонением, как оно уже сейчас просовывается в те самые западные ценности.
Не робейте спрашивать у ценителей «мирных пратэстау», как они относятся к признавшим вину террористам и экстремистам? И если правда осуждают, то не огласят ли это публично — на радио, письмом в газету или хотя бы в своем фейсбучике? А если нет, то чего стоят их слова?
Это справедливо: мятеж называть мятежом. Засланного казачка — штутгартфюрером, а не флейтисткой, хотя… Жулика и проходимца — вором и уголовником, а не меценатом и филантропом. И овец, которые не стали думать своей головой, а пошли туда, куда им написали сопляки в телеграмах, — овцами.
Мы всем обществом достаточно долго пытались служить (как оно всегда и было в истории) мостом между Западом и Востоком. Между Севером и Югом — тоже, хотя и в меньшей степени.
Мы добились лишь того, что Запад, сочтя вежливость и разважлiвасць за слабость, не стал, как тот эксгибиционист, совать свою ценность прямо нам в окно, а потом даже и в дверь. И обиделся аж до санкций, когда прищемили.
Ему попытались задать вопрос с прицелом на зарубежные паблики, мол, будет ли в программе белорусских школ «гендерный курс». Андрей Иванец вилять не стал: «Нам чужда европейская идеология, чужды европейские ценности, и мы просто не вправе допустить того, чтобы они всяким образом просочились в умы нашей молодежи».
И не допустим.
Вот в таком ключе и надо правильно мыслить, правильно дискутировать, правильно жить.
Уж простите, накипело.