О проблеме нелегальной миграции, об отношении к ней Беларуси и наших западных соседей говорили на недавней международной конференции в Минске. Продолжим тему с первым заместителем министра внутренних дел генерал‑майором милиции Юрием Назаренко.
Юрий Назаренко и Людмила Гладкая.
— Два года назад Беларусь посетил спецдокладчик ООН по вопросу о правах мигрантов Фелипе Гонсалес Моралес, был сформирован пакет предложений для нас и стран ЕС. «Самым важным, — заявил тогда Моралес, — является предотвращение человеческих жертв, прекращение практики принудительного выдворения и обеспечение защиты прав мигрантов». А что в итоге?
— Ничего, ни одной попытки наладить диалог и искать общее разрешение проблемы на общей границе. Только пустые заявления, в том числе на 75‑й сессии Исполкома УВКБ ООН, где представители стран Балтии обвинили Беларусь и Россию в «инструментализации вынужденных перемещений» лиц из третьих стран в ЕС. Однако мы с россиянами принимаем целый комплекс мер по пресечению незаконной миграции, и все это на фоне роста числа санкций в отношении наших государств.
МВД во взаимодействии с другими силовыми структурами и ведомствами делает все, чтобы остановить каналы передвижения нелегальных мигрантов через Беларусь. Есть ведь и риски потери жизни, здоровья этих людей. И мы видим факты, когда со стороны Польши, Литвы и Латвии пограничная служба бывает достаточно жестокой к стремящимся в ЕС мигрантам. На нашу территорию они возвращаются покалеченными, и уже здесь им оказывают помощь.
Понятно, что среди этих граждан могут быть и те, кто имеет отношение к преступным организациям. Поэтому мы делаем все, чтобы найти прибывающие к нам группы. Дальше уже принимаем решение: остаются они в Беларуси либо депортируются домой и так далее.
— Все мы видели страшные кадры с избитыми у наших границ беженцами. Люди с поломанными ногами, руками, кого‑то наши пограничники находят уже без сознания, в коме и даже мертвыми…
— Раньше, до того как ЕС обложил Беларусь санкциями, этой ведь проблемы не существовало. Международная организация ООН по вопросам миграции выделяла финансирование, чтобы прибывающим в нашу страну мигрантам могли оказывать помощь в проживании, питании, возвращении в свои государства. Сейчас финансирование прекратилось и бремя полностью легло на бюджет Беларуси, хотя эти средства нужны для внутренних вопросов.
Да и логично, что если внешнее финансирование из‑за санкционных ограничений прекращено, то у нелегалов другого пути нет, кроме как продолжать попытки попасть в Европу. Если говорить о погибших, официальная цифра такова: с 2021 года на границе Беларуси с ЕС погибло около 70 беженцев. В день проведения конференции стало известно еще об одной трагедии: в пограничной полосе был найден труп мигранта из Йемена (1994 года рождения).
— Соседи сами в одностороннем порядке разрушают договоренности, при этом обвиняют в чем‑то нас. Литва пошла дальше: решила подать на нас в Международный суд ООН...
— Да, есть такой посыл от нашего соседа. Литва, как заявляется, собирается подать в Международный суд ООН якобы на ненадлежащее выполнение нашей страной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Мол, не выполняем свои обязательства по охране границы. Что не соответствует действительности. При этом Вильнюс прекратил все контакты по линии МВД и вышел из соответствующего соглашения о сотрудничестве. Сейчас на той стороне просто не с кем разговаривать.
Заслуживает внимания и сообщение Главной комендатуры пограничной службы Польши о задержании польскими пограничниками (во время операции Европола, проводившейся одновременно в восьми европейских странах) членов международной преступной группы, которая организовала канал нелегальной миграции из России и Беларуси через Польшу в страны Западной Европы, а также имела отношение к финансированию террористических организаций.
И что в итоге? Ключевые организаторы нелегальной миграции арестованы в Польше, Германии, Нидерландах, Литве, Латвии, Эстонии и Швеции. Пять человек пойманы в ходе операции в Польше, в том числе двое с поличным при переправке 10 мигрантов. Как установили польские следователи, сириец был основателем и членом организованной международной преступной группы, которая с марта 2021‑го по ноябрь 2023‑го переправила через Беларусь 3500 человек, в том числе из Сирии, Йемена и Ирака.
— И белорусов, как видим, там не было.
— Нет, не было. Если бы в этой цепочке были граждане Беларуси, я думаю, что польские правоохранители не упустили бы шанс довести такую информацию до широкой общественности. Вообще, пример показательный, соседи сами себя проявили. Я повторюсь: двое участников этой преступной группы пойманы с поличным в момент, когда переправляли мигрантов через польскую границу. Получается, что они сами организовали эти нелегальные потоки и, как мне кажется, каким‑то образом призывали мигрантов идти в ЕС. Имея при этом денежный бонус. Также известны случаи, когда в подобном были замешаны более высокие чины из Польши, из разных силовых структур, МИД.
Здесь есть еще такой момент. Обратите внимание, когда ситуация на границе по нелегальной миграции в целом становится спокойной, стабильной, происходят такие выдворения от соседей, в том числе с избиениями и смертями. Создается в инфополе резонанс, информационно накаляя обстановку. Ну и плюс про выделение денег на «заборы» все слышали. Сколько оседает в карманах европейских чиновников, можно только догадываться.
Беларусь, по сути, стала заложником ситуации, она не является первопричиной исхода мигрантов из своих государств. Основные причины зачастую экономические, экологические и гуманитарные. Почему люди бегут? Потому что негде работать, потому что идет война… При этом, объективно, страны транзита не могут повлиять и на страны назначения, которые вместо того, чтобы искоренять первопричины миграции и расширять легальные каналы въезда, строят «железные заборы», надеясь, что это может избавить их от проблем. Да, это усложняет жизнь беженцам, делает непростыми их маршруты. К сожалению, часть из них погибает, некоторых просто убивают… Но эти «меры» тоже временные, беженцы найдут другие пути.
Без искоренения первопричин незаконной миграции мы не сможем эффективно разрешить общемировую проблему и найти выход из кризиса. Действовать нужно только сообща и Западу, и Востоку, чего на практике нет.
И сегодня миграционный поток не становится меньше. В 2021‑м белорусскими силовыми структурами задержано 16 групп незаконных мигрантов, 69 человек, в 2022‑м — 163 группы, 1099 иностранцев, в 2023‑м — 596 групп, 3931 мигрант. В этом году тенденция сохраняется, в январе — сентябре выявлено 312 групп (2173 мигранта). В основном это выходцы из Индии, Афганистана, Сирии, Пакистана, Сомали, Ирана, Йемена, Египта и Марокко. Нелегалы привлекаются к административной ответственности, выдворяются из Беларуси с включением в список лиц, въезд которых в Беларусь запрещен или нежелателен. В отношении организаторов и тех, кто содействует незаконной миграции, возбуждены уголовные дела.
…Знаете, пока Евросоюз делает все, чтобы не решить миграционную проблему.
— По‑человечески я могу понять беженцев, для большинства из них миграция — это шанс выжить…
— В ответ приведу данные Международной организации по миграции и агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex, свидетельствующие о росте нелегальной миграции по различным маршрутам после отмены в 2021 году ковидных ограничений. С 2021 по 2023 год в ЕС незаконно въехали около 900 тысяч мигрантов. На восточном маршруте (Украина — Беларусь — Литва) — около 20 тысяч нелегалов. При этом на Западно‑Балканском сухопутном пути (Болгария, Румыния, Венгрия) — около 300 тысяч мигрантов.
В нашей стране создана система правовой и социальной защиты лиц, ищущих убежище. В этом году с ходатайствами о предоставлении защиты в Беларуси обратились 1462 иностранца из 32 стран, из них 1338 человек (91,5 процента) являются гражданами Украины, 124 человека (8,5 процента) — из Африки и Ближнего Востока. Пять обратившихся получили сильное обморожение конечностей после длительного нахождения в приграничье, что привело к их ампутации. Один из пострадавших — несовершеннолетний.
— На полях конференции мне, к сожалению, не удалось задать вопросы представителям соответствующих международных организаций, отказались разговаривать. Не было от них слышно и вопросов, предложений к белорусской стороне... Но, быть может, были попытки поговорить не на камеры, не роняя публично своих европейских лиц? Ведь речь о судьбах людей и безопасности.
— В конференции участвовали представители в том числе международных организаций, которые курируют Беларусь и Россию по разным направлениям, ООН, МОМ и так далее. Конечно, слушали они внимательно, конспектировали, и с некоторыми из них на полях все же было некое общение. Мы все‑таки услышали какие‑то предложения о том, что ЕС готов вести рабочий диалог. Нашу позицию они видят и все прекрасно понимают. Надеюсь на положительное развитие вопроса.