Во времена, когда кинематографическая общественность (читай: Союз кинематографистов Беларуси) еще думала и планировала, как выживать в новых экономических условиях, методом проб и ошибок, методом поиска и научного прогнозирования было определено: кинематограф в Беларуси сможет выжить, сможет производить продукцию, если перестанет быть нахлебником государства, если прекратит ходить с протянутой рукой в Министерство культуры, если научится быть партнером государства. Партнером суверенным, способным выживать самостоятельно, а следовательно, государством уважаемым.
Для этого была предложена система создания самостоятельных студий, которыми руководили бы самые авторитетные кинематографисты, в недрах которых готовились бы кинопроекты, пользующиеся спросом на рынке. Государству это было чрезвычайно выгодно, оно могло выбирать из многого то, что для него является приоритетным. Это было выгодно для студии "Беларусьфильм" - она выводила за штат студии всех творческих работников с их дорогостоящими межкартинными простоями, с их капризами, с их ковырянием в собственной творческой душе. Это было выгодно и самим кинематографистам - они обретали долгожданную свободу от чиновничьего произвола и могли доказывать сами себе и всем окружающим, насколько они талантливы, что они могут и, что в конце концов сделали.
Во главе студий стояли замечательные и авторитетные режиссеры: Виктор Туров, Игорь Добролюбов, Михаил Пташук, Виктор Дашук, Александр Карпов-младший. Была и еще одна студия - "Татьяна", которую организовали четыре женщины: Татьяна (отсюда имя студии) Логинова, Ирина Письменная, Элла Милова, Бронислава Лобан. Не буду вдаваться в тонкости интриги, но кинематографическая общественность (читай: Союз кинематографистов) пошла по инфернальному пути, приняв разумную программу, избрала для ее выполнения не тех людей, которые ее разрабатывали, а тех, кто был агрессивным ее противником. Естественно, при таком раскладе всякая позитивная деятельность постепенно угасла. Угасли, погибли, умерли и все так замечательно придуманные студии. Не стану копаться в причинах - их много. Осталась жить одна "Татьяна". Тихо и ненавязчиво эти четыре замечательные женщины делали свое дело - снимали фильмы, не прося у государства ни копейки, и наснимали их, слава Богу, вполне немало: "Оранжевые жилеты", "Борис Заборов" "Цвет любви", "Пять минут до любви", "Дожить до любви", "Такая любовь". Дорогой читатель, улыбнись доброжелательно - студия женская, поэтому столько внимания уделяла она любви. Не лезла в политику, не размахивала флагами, даже неугомонного Юрия Хащеватского смогла "укротить", и снял он у них на студии как миленький два фильма: один - о положении женщин в Советском Союзе, второй - о беспризорных детях, о людях, которые пришли этим детям на помощь. Самое забавное, что "Татьяны" свои фильмы продавали. Продавали на телеканалы "Культура", ОРТ, на телевидение Германии, Швейцарии, Швеции, Соединенных Штатов. За счет этих продаж, пусть не Бог весть каких, и жили, уплачивая государству налоги и вкладывая собственные деньги в следующие проекты. То есть, в отличие от нас, мужиков, они наглядно доказали, что схема, придуманная в Беларуси, жизнеспособна, что можно снимать кино, не бегая с протянутой рукой к государственной кормушке.
Более того - женская студия добилась того, что о белорусских кинематографистках был осведомлен весь мир. Они организовали, вывели на мировую орбиту Международный фестиваль женского кино, который проводили раз в два года на протяжении 12 лет. Фестиваль собирал множество представительниц мировой кинематографии, пользовался заслуженным авторитетом, входил во всемирный список фестивалей. Представительницы мировой кинематографической общественности (никакого отношения не имеющей к Союзу кинематографистов Беларуси) хорошо освоили дорогу в Минск, многие приезжали загодя, чтобы помочь в организации, некоторые в своем богатом заграничье находили небедных мужиков и уламывали их вкладывать свои "зеленые" в этот дамский проект. Короче - процесс шел! Шел настолько неплохо, что ставил в тупик наших облеченных властью культурегеров. Ну в самом деле, приходят, понимаешь, американские киношницы на прием к мэру Минска господину Ермошину и спрашивают: "А как, к примеру, в вашем городе относятся к лесбийской любви?"
Для них, американок, вопрос абсолютно естественный. Для нашего начальства почти провокационный... К чести Владимира Васильевича Ермошина, он не скиксовал, оказался на уровне и прямо ответил: "Если мне не докладывали, значит, нормально!"
Фраза эта, кстати, вошла в фольклорную сокровищницу фестиваля, передавалась из уст в уста и сослужила господину Ермошину неплохую службу. В Америке среди их кинематографической общественности о нем пошла поголоска как о человеке с хорошим чувством юмора.
Чувства юмора, чувства признательности, чувства уважения не хватило белорусской кинематографической общественности (читай: представителям Союза кинематографистов Беларуси). На днях я узнал - правление союза предложило студии "Татьяна" выметаться на улицу из арендуемых ею помещений. Чтобы читателю было понятно, поясню.
Власть предоставила союзу дом N 5 по улице Карла Маркса, в котором союз должен проводить свою профессиональную, творческую и общественную деятельность, и определил, что студии союза (те самые - Турова, Пташука, Никифорова, Карпова, Белоусова и др.) должны уплачивать арендную плату в размере 1 у.е. за квадратный метр. Все остальные, сторонние, организации - по 10 у.е. за метр. Вот из-за этой "дельты" и весь сыр-бор. Все мужские студии повели себя не совсем... качественно, но женская "Татьяна", самая законопослушная, хотела спать спокойно, поэтому арендную плату исправно вносила. Более того, приобретала технику, сделала ремонт в своей небольшой, но удивительно уютной комнатке, в которой постоянно можно было встретить ее подруг из самых разных стран, поскольку женское движение во всем мире чрезвычайно авторитетно. Я встречал в этой комнатке и внучку Шагала, и "режиссершу" из Америки, которая искала в Беларуси следы своих родителей-партизан, и представительницу Швейцарского благотворительного фонда, которая привезла помощь нашим сиротам. Здесь бывали военные, ученые, бизнесмены, государственные мужи, которые восхищались несгибаемым упорством хозяек этой комнаты, их умением выстоять, не бросить своей работы, их самоотдачей.
Кто еще помнит, что такое кинолюбительство? "Татьяны" регулярно, за собственные деньги проводят фестивали любительского, студенческого кино, раздувая почти совсем угасшие угольки, которые когда-то приводили в кинематограф тех, кого сегодня называют звездами.
Кто занимается с одаренными детьми? "Татьяны" патронируют детский театр-студию в Минске, проводят международные конкурсы детских театров.
Одну ошибку допустили эти женщины - они... сделали ремонт в своей обветшавшей комнате! Как всякие женщины, они захотели сделать себе и своим гостям красиво. Красиво, как известно, жить не запретишь, но какой соблазн для кинематографической общественности (читай: Союза кинематографистов), как хочется то, что не ими отремонтировано, отобрать и сдать. Следует заметить, что сегодня, кроме трех комнат собственно союза, в огромном доме по Карла Маркса, 5 все сдано подчистую. Здесь "квартируют" и свободная экономическая зона, и некие американские аграрии, и литовские коммерческие фирмы. Союз давно превратился в общество по сдаче в аренду помещений, выкачиванию денег из коммерческих организаций и употреблению этих денег на свои нужды. Последним не сданным никому, но хорошо отремонтированным помещением стала комната, в которой размещалась студия "Татьяна". Поэтому кинематографической общественностью (читай: СК Беларуси) им было предложено очистить помещение! А это значит - кончайте снимать кино, кончайте проводить фестивали любителей, кончайте заниматься детскими театрами, кончайте надеяться на возобновление международного фестиваля, вообще кончайте жить - им, кинематографической общественности, позарез нужны недостающие 9 у.е. за 1 кв. м.
Но стоп! Напрашивается вполне резонный вопрос: не является ли это элементарным выживанием из здания Союза кинематографистов собственно кинематографистов. Причем проблема шире. После смерти последнего легитимного председателя Ю.Марухина так и не прошли выборы нового руководителя. Новые начальники указывают на дверь действительно творческим людям, вместо того, чтобы поинтересоваться, как идут дела у полностью разваленной студии. Никому нет дела, кто и как из киношников живет и работает, как выкручивается из сложного положения молодежь, кто и как ее учит. На этом фоне закономерно, что вышли из союза корифеи: Вячеслав Никифоров, Владимир Цеслюк, Феликс Кучар, Игорь Добролюбов. И в конце концов, почему же те, кто возложил на себя полномочия руководить, стали молчаливыми свидетелями разрушения белорусского кинематографа.
Аккуратнее, господа! Или вы в самом деле считаете, что в Беларуси уже не осталось нормальных мужиков, готовых вступиться за женщин?..
Ужель та самая "Татьяна"?..
Во времена, когда кинематографическая общественность (читай: Союз кинематографистов Беларуси) еще думала и планировала, как выживать в новых экономических условиях, методом проб и ошибок, методом поиска и научного прогнозирования было определено: кинематограф в Беларуси сможет выжить, сможет производить продукцию, если перестанет быть нахлебником государства, если прекратит ходить с протянутой рукой в Министерство культуры, если научится быть партнером государства.