С интересом к новому
Гимназия города Мядель. Третий этаж, кабинет информатики. Вячеслава Савчика застаем за рабочим столом, где стоят три монитора и столько же принтеров.— Струйный, лазерный и 3D, — демонстрирует он технику. — Один компьютер связан с мультибордом, другой функционирует как сервер, а на третьем работаю я.
Ребята в это время на ноутбуках выполняют тест по пройденной теме. Пока они сосредоточенно трудятся, общаемся с педагогом.
— Честно говоря, учителем стал случайно, — удивляет Вячеслав Станиславович, у которого стаж в педагогике 45 лет! — Еще будучи школьником, увлекся радиотехникой, что-то паял, поэтому после окончания 10-го класса хотел поступать в радиотехнический институт. Не получилось. Поработав год в Молодечно на заводе силовых полупроводниковых вентилей, собрался было в политехнический, но не прошел медкомиссию по зрению. Отец посоветовал пойти в пединститут на факультет физики. Мол, это тоже связано с радиотехникой. Так и поступил.
В итоге Вячеслав Савчик окончил Минский государственный педагогический институт имени Горького, получив специальность «учитель физики и астрономии». Плюс к этому удостоверение, дававшее право вести кружок радиотехники.
Вместо мела и доски в кабинете информатики мультиборд.
— При распределении попросился в родной Мядельский район: сам я родом из городского поселка Кривичи. Меня на год отправили трудиться в Слободскую среднюю школу. Кстати, в этой деревне познакомился со своей будущей женой Анной. Мы поженились через год, в 1980-м. Она пошла по моим стопам, окончив исторический факультет пединститута, — продолжает Вячеслав Станиславович.
Потом он преподавал в базовой школе деревни Никольцы, которую к тому же четыре года возглавлял. Затем на 15 лет задержался в Мядельской средней школе № 2, где, помимо физики, вел информатику, какое-то время был заместителем директора по учебной работе.
— Когда еще только начал вводиться в учебную программу новый предмет — информатика, стало интересно, ведь это что-то новое. А мне всегда нравилось все новое, я никогда не стоял на месте, — признается педагог.
Робот-спасатель, робожук, робот-пылесос
Так же, как и информатика, Вячеслава Савчика увлекла робототехника. В то время он уже перешел наставничать в открывшуюся мядельскую гимназию, которая в этом году, к слову, отметит свое 20-летие:— В робототехнике начинал с нуля. Захотелось узнать, что это такое, увлекло. Председатель райисполкома помог приобрести три образовательных набора-конструктора и три ресурсных. Из них с ребятами сконструировали и собрали робот-пылесос, с которым в декабре 2015-го взяли первое место на самом первом областном конкурсе «Дорога в будущее». Эта победа окрылила, ведь с момента запуска робототехники в гимназии прошло всего два месяца!
Сегодня Вячеслав Станиславович проводит занятия по интересам уже на базе модульного образовательного конструктора, который разработал сам:
— Идея конструктора моя. Как-то увидел некоторые изготовленные модели у любителей. Доработал. Добавил много своих новых модулей и датчиков. Все детали конструктора напечатаны на 3D-принтере. Электроника куплена на китайском маркетплейсе.
Рассматриваем дипломы, которыми увешаны стены кабинета. Вчитываемся в имена.
— Андрей Малиновский — один из самых сильных робототехников нашей гимназии и Беларуси, — уверен учитель. — Сейчас он учится в БГУИР, куда как дипломант республиканской олимпиады по информатике был зачислен без экзаменов. В университете тоже разрабатывает проекты, связанные с робототехникой.
Из последних достижений, которыми гордится Вячеслав Савчик, — диплом I степени конкурса научно-технического творчества «Таланты XXI века», его в прошлом году получил Никита Берняк.
— Теперь он учится в БГУ на факультете прикладной математики. Поступил туда вслед за старшим братом. Их младшая сестра, семиклассница, тоже ходит ко мне на робототехнику. Готова сидеть в классе день и ночь, — смеется Вячеслав Станиславович.
А потом озвучивает статистику: начиная с 2015-го 36 его учеников и он сам суммарно завоевали 318 дипломов! Учитель принимает участие в тех номинациях конкурсов, где нет ограничений по возрасту. И побеждает.
Посидеть за ноутбуком, даже выполняя тест, ребятам в радость.
Классный музей
В жизни Вячеслава Савчика есть еще одно большое увлечение — коллекционирование вычислительной техники, преимущественно отечественной.— Все начиналось с оформления кабинета информатики. Постепенно у меня собралась довольно внушительная коллекция устаревших компьютеров, бытовых калькуляторов, которые приносили учителя и ученики. Возникла идея создать музей белорусской вычислительной техники, который открылся в апреле 2009 года, — рассказывает преподаватель.
Вячеслав САВЧИК демонстрирует портативный компьютер Epson HX-20, который часто называют первым ноутбуком.
Сегодня в музее, побывать в котором можно и виртуально — через сайт гимназии, — более 230 экземпляров. Среди них отечественные калькуляторы, электронные игры, бытовые компьютеры, различные носители информации и даже домеханические вычислители — счеты.
— Для меня самые ценные экспонаты — первый наш микрокомпьютер модели «Электроника МК-85». Клавиатура, маленький дисплей, язык программирования «Бейсик». Еще один микрокомпьютер «Электроника МК-90» с жидкокристаллическим дисплеем. Кстати, выпускался в Минске на заводе «Интеграл». В свое время стоил 3,5 тысячи рублей — половину цены автомобиля «Москвич»! А еще микрокалькулятор с электронной записной книжкой и часами «Электроника МК-87». Чем известен? Выпускался для делегатов XXVIII съезда КПСС. Для создания сенсорной панели в Японии даже закупили новую специальную линию. Но в серийное производство подарочный МК-87 не пошел из-за высокой себестоимости. Количество его экземпляров было равно числу участников съезда, то есть чуть более 8 тысяч, — сообщает преподаватель, демонстрируя раритет.
Чтобы получить такие экспонаты в музейную коллекцию, он давал объявления на сайтах коллекционеров, аукционах, выискивал из того, что отдается в дар:
— Принимал, покупал и даже обменивал на марки, которые когда-то коллекционировал.
Шестиклашки только начинают постигать информатику.
Вот это да!
Но не только профессиональными достижениями гордится Вячеслав Станиславович. Его дети, а их у него трое, тоже дают немало поводов для радости.— Старшая дочь Ирина окончила пединститут по специальности «учитель английского и белорусского языков». Средний сын Евгений — выпускник Минского государственного высшего авиационного колледжа. Младший Александр окончил Университет гражданской защиты МЧС, — перечисляет многодетный отец и дедушка семи внуков.
Последних уж он-то знает, как и чем увлечь: в свободное время всегда что-то конструирует, моделирует, дорабатывает проекты учеников.
— Проектов — море. Например, смарт-теплицу нужно довести до ума. Мы сделали проект умной теплицы, которая и поливает, и свет включает, температуру и влажность поддерживает автоматически, а теперь дорабатываем ее, чтобы можно было дистанционно через смартфон контролировать работу. Этот проект будем подавать на конкурс «Техноинтеллект». Может, еще исследовательскую работу в этом направлении проведем, — озвучивает планы Вячеслав Савчик.
Урок подходит к концу. Ребята, закончив тест, сообщают полученные баллы. Напоследок спрашиваем у заслуженного учителя Беларуси про секрет успешного преподавания. Он охотно им делится:
— Нужно быть для детей авторитетом, примером. Мой жизненный принцип — за что бы я ни взялся, должен довести начатое до конца и сделать все качественно. Ребята это видят.Общаюсь с ними всегда на равных. К тому же есть дети, которые знают в разы больше, чем я! Например, олимпиадник по информатике Сергей Князев, ныне 11-классник, обладатель диплома III степени третьего этапа республиканской олимпиады по информатике — 2023/24, в прошлом учебном году диплом на четвертом этапе не взял, но в нынешнем намерен это сделать. Он программирование знает лучше меня. Поэтому не только учу ребят, но и сам учусь всю жизнь вместе с ними.
statkevich@sb.by