В сердце Европы
В Беларуси почти 87 тысяч километров дорог. Плотность дорог общего пользования — одна из самых высоких в СНГ. Программа социально-экономического развития на 2021—2025 годы предусматривает дальнейшее развитие международных транспортных коридоров. Государственная программа «Дороги Беларуси» охватывает все проекты в сфере дорожного хозяйства на предстоящие пять лет.В Беларуси почти 87 тысяч километров дорог. Плотность дорог общего пользования — одна из самых высоких в СНГ.
Дорожное строительство стало одной из обсуждаемых тем во время доклада заместителя Премьер‑министра Анатолия Сивака и министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко Главе государства в августе этого года. Александр Лукашенко тогда обратился к Анатолию Сиваку:
— Наверное, тебе эта тема ближе, потому что ты всю жизнь строил дороги. Поэтому знаешь все задачи. Мы их формулировали для страны вместе в свое время: начиная от местных дорог и заканчивая строительством новых дорог. Какие строим? Как будем строить дальше? Как обстоят дела с местными дорогами? Так у нас получится, что Минск соединили со всеми областными центрами, сегодня езжай — не хочу, а там, на местах, нам надо более-менее в нормальном состоянии поддерживать дорожно-транспортную сеть. По крайней мере, до агрогородков мы должны доезжать свободно на автомобиле.
Глава государства уделил особое внимание развитию сети местных дорог, которых по программе на пятилетку запланировано отремонтировать 7 тысяч километров. Совместно с Минфином дополнительно проработан вопрос о привлечении средств из бюджета. Это около 70 миллионов рублей, что позволит по итогам текущего года отремонтировать больше тысячи километров местных дорог.
Качественно и долговечно
Новую дорогу до Смолевичей ждали многие. Старая трасса давно была перегружена автомобилями, отсюда и частые аварийные ситуации. Тысячи жителей пригорода едут на работу в Минск. А еще новоселы, которые построили жилье в Смолевичах. Новые микрорайоны в городе-спутнике сегодня активно разрастаются.Новую дорогу до Смолевичей ждали многие. Старая трасса давно была перегружена автомобилями.
Главный генеральный подрядчик проекта — Дорожно-строительный трест № 5. Главный инженер ОАО ДСТ № 5 Олег Костыко рассказал корреспонденту «Р», что строительство автодороги проходило в два этапа. Первый участок от Кургана Славы до деревни Новая Жизнь закончили осенью прошлого года — 4,75 километра. Второй этап строительства дороги уже до Смолевичей начался в июле 2020-го — протяженность 6,36 километра. На второй этап проекта потрачено 58 814 000 рублей.
— Трасса Р-53 первой категории, — продолжает Олег Костыко. — По две полосы в каждом направлении. Применяли новые технологии строительства и материалы — двухслойное покрытие из цемента и бетона. И что немаловажно, на время реконструкции движение на трассе мы не перекрывали.
Строители применяли новые технологии и материалы.
Новая бетонка долговечная. Бетонное покрытие увеличивает межремонтный срок. Расчетный срок службы — более 25 лет. Километр бетонной дороги стоит дороже, чем асфальтированной, но в долгосрочной перспективе это оправданно. За счет широкого межремонтного периода. Асфальтобетон же необходимо менять через 7—8 лет. Это значит, что содержать дорогу станет дешевле. Да и в жаркие летние дни по бетонке не нужно ограничивать движение из-за тепловых нагрузок.
Безопасность важнее всего
Все пересечения на дороге до Смолевичей — на разных уровнях. Это безопасность движения, к трассе вплотную примыкают деревни. Поэтому обустроены путепровод, подземный и надземный пешеходные переходы, транспортный тоннель, барьерное ограждение, освещение на развязках, шумозащитные экраны. На сегодня все работы завершены — идет подготовка к вводу в эксплуатацию. Сейчас рабочие облагораживают откосы, высаживают деревья и кустарники, наводят порядок.На сегодня все работы завершены — идет подготовка к вводу в эксплуатацию.
Участок трассы Р-23 от Слуцка до Солигорска также введут в эксплуатацию в ноябре. Теперь от Минска почти до самого Солигорска широкая качественная трасса. Шестую очередь реконструкции трассы, последний на данный момент этап, также выполнял Дорожно-строительный трест № 5. Реконструкция началась в августе прошлого года. На участок протяженностью 7,98 километра потратили 40 668 000 рублей и более 104 000 тонн асфальтобетона.
Сейчас рабочие облагораживают откосы, высаживают деревья и кустарники, наводят порядок.
Трасса также первой категории — четыре полосы движения. Однако она не бетонная, а асфальтированная. И пересечения выполнены на одном уровне, потому как населенные пункты достаточно далеко от дороги. Объект ОАО ДСТ № 5 делал под ключ: обустроил шесть автобусных остановок, тротуары и дорожки, установил металлическое барьерное ограждение, восстановил мелиоративные сети, построил мост через реку Сивельгу и скотопрогон.
Объект ОАО ДСТ № 5 делал под ключ.
Задачи на завтра
В планах на пятилетку — строительство транспортных обходов Мира и Витебска, а также реконструкция такого крупного объекта, как автодорога М-3 Минск — Витебск на участке Минск — Плещеницы. Заинтересованность в финансировании данного проекта выражает Евразийский банк развития. Сейчас с ним ведутся активные переговоры. Кроме того, Минтранспорта прорабатывает возможность привлечения средств Экспортно-импортного банка Китая для реконструкции дороги Р-46 на участке Лепель — Полоцк со строительством обхода и моста через Двину.По плану идет и реконструкция мостовых сооружений. За предстоящую пятилетку планируется улучшить транспортно-эксплуатационное состояние 107 мостовых сооружений на республиканских дорогах и 137 — на местных.
ikras@sb.by