Стратегия повышения доверия к национальной валюте до 2035 года утверждена в Беларуси, пишет БЕЛТА. Это предусмотрено постановлением Совета Министров и Национального банка от 3 января 2020 года № 1/1.
Как будут повышать доверие к нацвалюте
Правительство и Нацбанк будут вести согласованную политику, чтобы обеспечить главенствующую роль белорусского рубля во внутренней экономике. Фундаментом восстановления доверия к нацвалюте будет обеспечение в стране ценовой стабильности и макроэкономической сбалансированности.
Вместе с тем в стратегии отмечается, что процесс полного восстановления доверия к национальной валюте может быть длительным.
Предполагается реализовать комплекс мер, который станет катализатором процессов более быстрого восстановления доверия к национальной валюте и в целом к проводимой государством экономической политике.
К 2021 году планируется полностью реализовать меры по переходу на режим инфляционного таргетирования.
В ближайшие 2—3 года активизируется работа по существенному снижению уровня монополизма в экономике, будут полностью исключены региональные ограничения по движению товаров внутри страны.
Продолжится работа по повышению устойчивости госдолга, который преимущественно сформирован валютными обязательствами (около 97%). Предполагается реализовать стратегию по его ежегодному снижению за счет ограничения как связанных, так и несвязанных государственных заимствований. Ежегодный объем последних не будет превышать 75% от годовой потребности в погашении государственного долга.
Развитие финансового рынка будет базироваться на актуализированной Стратегии развития финансового рынка Беларуси.
В формировании долгосрочных источников финансирования в белорусских рублях ключевую роль сыграет развитие альтернативных форм сбережений, в том числе институтов коллективного инвестирования, а также стимулирование развития видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни.
С 2020 года на постоянной основе предусмотрена эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, с различными сроками обращения для различных категорий инвесторов.
«Это позволит сформировать ориентиры по доходности для других средне- и долгосрочных инструментов финансового рынка», — отмечается в стратегии.
В реальном секторе экономики реализуют меры по оздоровлению госорганизаций. В их основу ляжет жесткая финансовая дисциплина в отношении экономически несостоятельных и неэффективных организаций. Планируется обеспечить своевременный вывод экономически несостоятельных организаций с рынка и передачу их активов более эффективным рыночным субъектам.
Сферу применения нацвалюты расширят
В стратегии сказано, что будет проводиться активная политика по ограничению функционала иностранной валюты на территории Беларуси.
В стране реализуют принцип отказа от использования иностранной валюты внутри страны. Все ставки налогов, арендной платы и тарифов (цен) госорганизаций будут устанавливаться в белорусских рублях. Все выплаты, пособия, субсидии будут осуществляться государством преимущественно в белорусских рублях.
В правила коммуникаций госорганов будет внедрен принцип, в соответствии с которым при оценке объемов денежных средств, связанных с экономикой Беларуси, суммы будут указываться в белорусских рублях.
Кроме того, рассмотрят вопрос об изменениях в межправсоглашение между Беларусью и Россией, которые исключат возможность расчетов в иностранной валюте на территории Беларуси между резидентами за природный газ.
Обсудят и возможность ухода от расчетов в валюте между резидентами в страховой сфере. Исключительные случаи использования иностранной валюты на территории Беларуси предлагается определить в новой редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Хеджирование валютных рисков
Мировая практика свидетельствует, что хеджирование является одним из наиболее востребованных способов ограничения и управления валютными рисками. Оно позволяет участникам рынка работать с национальной валютой независимо от размера оцениваемых ими валютных рисков.
Сейчас в Беларуси продолжается формирование законодательной и инфраструктурной базы для сделок с производными финансовыми инструментами для хеджирования валютных рисков. Вместе с тем срочный рынок в его традиционном понимании не сформирован.
Для дальнейшего развития рынка хеджирования будут реализованы дополнительные меры.
Также будет внедрен новый инфраструктурный институт — репозитарий, обеспечивающий сбор, систематизацию, анализ и прозрачность информации о сделках, совершаемых на неорганизованном рынке с ценными бумагами и другими фининструментами.
Что в итоге
Индикаторами успешности стратегии должно стать приближение доли нацвалюты в широкой денежной массе и в требованиях банков и Банка развития к экономике к 80%.
При этом важно, чтобы инфляция была не выше целевого ориентира.