Война политиков и техногигантов набирает обороты?

Установки по умолчанию

Google, Apple, Microsoft и другие технологические корпорации являются оплотом США. Во-первых, они мощный инструмент продвижения американских интересов на геоинформационном пространстве. Во-вторых, это во многом фундамент финансовой стабильности. Но такие международные корпорации стали не просто крупными, а слишком влиятельными. Настолько мощными, что уже вполне могут выполнять функцию мирового (теневого) правительства. Но против этого все-таки многие восстают.

Когда шумиха утихает

Возмущение против технологических американских корпораций зрело давно, устойчиво и стабильно. Другое дело, что сомнения в деятельности этих компаний возникали, так сказать, за пределами США. Если быть непредвзятым, то мир проморгал чрезмерное усиление коммуникационных гигантов и стремительность проникновения их продуктов в потребительскую аудиторию. И опомнились многие уже в тот момент, когда тот же Google занял доминирующее положение на глобальных рынках.

Суды с Google, Apple и их соратниками по цеху уже превратились в рутину в том же Евросоюзе. Но проблема-то в том, что американские корпорации не очень-то и боятся юридических санкций. Великолепно понимая, что те же европейцы очень даже сильно пострадают, если выдавят их со своего рынка. Поэтому суды в ЕС выносят постановления, выписывают штрафы, о которых взахлеб пишут бульварные издания. Но когда шумиха утихает, наступает этап переговоров, договоров о рассрочках, отсрочках и других послаблениях в исполнении судебных решений. И все наказание де-факто сводится к чистому формализму.

В Вашингтоне только посмеивались над этими потугами. В конечном итоге до поры до времени США усиливали собственную мощь за счет доминирования своего электронного бизнеса.  

Вместе с тем персональные данные миллиардов людей, которые собирают различные приложения, так или иначе оказывались в полном распоряжении именно американцев. Техногиганты клялись всем святым, что они не сотрудничают со спецслужбами.

Причину держим в уме

Американская правовая система очень лукавая. С одной стороны, она предполагает презумпцию невиновности, прения сторон и другие сложные процедуры. С другой — законодательство Штатов настолько витиевато и многогранно, что при большом желании повод для судебного решения всегда найдется.

Все великолепно понимают: возможности влиять на мнение граждан, социальные настроения и, соответственно, на политику и экономику у технологических гигантов есть. Однако доказать какие-то их действия, прямо скажем, весьма сложно и проблематично. И вряд ли возможно. Поэтому, видимо, и решили посадить непокорных на крючок. По крайней мере, превентивно. И использовали для этих целей антимонопольное законодательство.

Нормальная для США практика, когда причина судебного разбирательства одна, а повод выбирают совершенно из другой области. Помнится, знаменитого гангстера Аль Капоне упекли за решетку не за его бандитизм, а за неуплату налогов, которые он не внес в бюджетную кассу из своих доходов. Жил-то он не по средствам. За это и уцепились в свое время американские власти. Потому что по основному, так сказать, виду его деятельности вменить ему обвинения не могли. Или не очень хотели.

Как видится, что-то похожее происходит сегодня с техногигантами. В частности, с Google. На днях федеральный суд округа Колумбия удовлетворил иск министерства юстиции США. И постановил, что компания нарушила антимонопольное законодательство, так как заключала контракты с Apple и другими производителями смартфонов, которые обязывали устанавливать Google в качестве поисковой системы по умолчанию. При этом суд признал: поисковик Google является удобным и по этой причине объективно популярным у пользователей.

Бизнес на крючке

Теперь Alphabet (владеет Google) придется каким-то образом решать проблему. В том числе, подозреваю, и через переговоры с официальными властями. Последние фактически поставили корпорацию если не в зависимое положение, то, по крайней мере, сформировали платформу для торговли. Или шантажа бизнеса — каждый может использовать свою интерпретацию и терминологию.

Ведь недаром судебный процесс с чисто коммерческой подоплекой получил, так сказать, политическую оценку.

«Это победа над Google. Ни одна компания, независимо от того, насколько она крупная или влиятельная, не стоит выше закона», — говорится в заявлении генерального прокурора США Меррика Гарланда.

Еще недавно эти корпорации считались беспрецедентно независимыми, которые могут не обращать внимания на государство. Белый дом взял реванш? Другой вопрос, что итог противостояния до конца не ясен. Но риск для пользователей приложений того же Google возникает.

Дело в том, что американское законодательство свою строгость и безапелляционность компенсирует возможностью заключения сделки с государством. И не исключаю, что этим может все дело и закончиться. Официальные власти оставят в покое коммерческую составляющую коммуникационных китов, и они будут, как и раньше, монополистами. Но в обмен на такую возможность им придется делиться с государством теми же персональными данными, которые они собирают по всему миру. Или оказывать другие услуги Вашингтону. Естественно, неформально. Что же касается подписчиков и пользователей приложений, социальных сетей и других ресурсов с американским происхождением, то есть риск полностью утратить свою конфиденциальность. Она и раньше-то вызывала сомнение. Сейчас уже почти не вызывает: она, наверное, будет отсутствовать. В целом повод даже очень задуматься о стратегии своей личной информационной деятельности и поведения.

ПРЕЦЕДЕНТ СОЗДАН

Согласно правоприменительной практике, после вердикта по Google теперь судебные решения, осуждающие крупные технологические корпорации за доминирование, могут посыпаться как из рога изобилия. Благо достаточно много исков уже находится в судах. Не берет ли Вашингтон и традиционный системный американский истеблишмент в тиски технологический сектор? 

ДОНАЛЬД, ДА НЕ ТОТ


Google стал обладать слишком неограниченными возможностями. Настолько большими, что вполне способен влиять на американскую политику. Недавно Илон Маск, тоже достаточно яркий игрок на информационном пространстве, подложил поросенка коллегам из Google. В своем аккаунте он опубликовал пост со скриншотом, утверждая, что Google настроил свой поисковик против республиканского кандидата в президенты. На запрос «президент Дональд» выдавался список ресурсов, которые рассказывают про другого не менее известного Дональда — Дака, смешного утенка, неизменного героя многих культовых мультфильмов киностудии «Дисней». Вроде бы мелочь, но именно из них и складывается образ политиков. Впрочем, технологические гиганты сегодня стали обладать неограниченными возможностями для манипулирования общественным сознанием.


В ТЕМУ

Инструмент геополитики

Нам противостоят технологические гиганты из недружественных государств, заявил заместитель Главы Администрации ­Президента Владимир Перцов во время встречи с идеологическим активом Минской области.

— У нас прошли достаточно конструктивные встречи в Гомеле и Бресте. В Могилеве состоялся Форум медийного сообщества. Те, кто присутствовал, услышали посылы Главы государства, касающиеся организации информационной, идеологической работы, пропаганды, контрпропаганды. Если мы где‑то проспим, то все наши образующиеся вакуумы будут мгновенно заполнены теми людьми, которых уже нельзя назвать альтернативной журналистикой. Это совершенно однозначно как минимум — тенденциозная пресса, как максимум — проявление центров информационно‑психологических специальных операций, которые преследуют определенные цели в интересах государств и специальных служб, их содержащих, — подчеркнул Владимир Перцов.

По его словам, нам противостоит эффективная высокотехнологичная машина, «технологические гиганты, управляемые корпорациями и людьми, которые преследуют глобальные, в том числе геополитические и экономические, цели в отношении в целом коллективного Востока, не только нашей страны»:

— Они используют цифровые возможности как инструмент по донесению своих геополитических стратегических целей. Поэтому наивно относиться к этому нельзя.

К слову, только за прошлый год Министерство информации ограничило доступ к 3388 деструктивным ресурсам.

По сообщениям БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter