В конце ноября министр образования подписал приказ об утверждении Правил учащихся и Правил родителей. На сайте ведомства появилось пояснение: главная идея этих правил в том, что учитель, ученик и родитель — одна команда. Есть пункты не только про добросовестную учебу, но и про патриотизм, внешний вид, общение в интернет-пространстве и даже про здоровье. Новые документы обсудили в издательском доме «Беларусь сегодня» участники круглого стола «Сельской газеты» «Правила учащихся и Правила родителей». В нем приняли участие заместитель начальника центра социальной, воспитательной и идеологической работы Академии образования Юрий ЕМЕЛЬЯНЕНКО — один из разработчиков Правил родителей, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Елена КЛИШЕВИЧ, председатель Минской областной организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки Татьяна АПРАНИЧ и директор гимназии № 6 города Минска Наталья КАЗАК.
Александр Лукашенко:
«Помните, я сказал, что школа — это храм? И переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет. Прежде всего ученик. Это выполнено поручение? Школьники приходят в школу с трепетом?»
На Республиканском педсовете, август 2024 года.
«Помните, я сказал, что школа — это храм? И переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет. Прежде всего ученик. Это выполнено поручение? Школьники приходят в школу с трепетом?»
На Республиканском педсовете, август 2024 года.
Юрий Емельяненко. | Елена Клишевич. | Татьяна Апранич. | Наталья Казак. |
Ю. Емельяненко: Два года назад, в 2022-м, приказом министра образования первыми утвердили Правила педагогических работников. Различных правил и обязанностей, регламентирующих отношения в образовательной сфере, достаточно много, они прописаны и в Кодексе об образовании, и в Государственном школьном стандарте, и в дневнике. На мой взгляд, новые правила необходимы потому, что и педагоги, и учащиеся, и родители — равноправные субъекты образовательного процесса. Когда мы формулируем требования ко всем участникам, исходя из сходных позиций, в частности требований к внешнему виду, взаимоотношениям, использованию мобильной связи, то это показывает, что мы ожидаем от них определенной активности, ответственности, инициативы. Краткая формулировка этих правил — их десять — дана для того, чтобы учащиеся более осознанно воспринимали эти требования, а также понимали, что есть похожие правила для педагогов и родителей. Наша цель — сделать более прозрачными и понятными требования, которые предъявляются к разным субъектам образовательного процесса.
Т. Апранич: Правила для педагогов, родителей и учащихся по основным формулировкам зеркалят друг друга. Ученик в свое время станет профессионалом, а затем родителем.
«СГ»: Одно из новых правил требует от учащегося быть патриотом своей страны, малой родины и школы. То же требуется от родителей, ведь воспитать патриота может только патриот. Какой, на ваш взгляд, самый действенный метод, чтобы достичь этой цели?
Е. Клишевич: Этот пункт прописан и в правилах для учащихся. В воспитании патриотизма я главенствующую роль отведу семье. С момента рождения мама и папа обязаны воспитывать малыша и учить его любить белорусское небо, нашу землю, леса и озера. На 80 процентов любовь к Родине зависит именно от папы и мамы. Но и в школе, и в детском саду должны над этим работать. В три года ребенок уже личность, он впитывает информацию, как губка. Не раз видела, как дети осознанно поют гимн нашей страны уже в детском саду. Особенно важно воспитать патриотизм в возрасте от пяти до десяти лет. Мы заложим фундамент, который будем шлифовать, показывая образцы искусства, литературы… Собственным примером, отношением к белорусским символам и даже кухне родители эту любовь прививают. Это и самые простые истории: как готовила бабушка, о наших национальных блюдах. Это и рассказ о каких-то политических вопросах: дети сегодня многое знают, и они должны получить информацию от родителей.
Н. Казак: Сегодня на всех уроках, и русского языка, и математики, в заданиях отражаются белорусская культура, отечественное производство. В учреждениях образования созданы экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа, открываются музеи. Мы проводим и патриотические акции, и линейки в начале и в конце четверти, накануне государственных праздников, еженедельные информационные часы. Очень популярными стали для ребят такие спортивно-патриотические конкурсы, как «Орленок», «Зарница», мы также несем Вахту памяти на площади Победы.
Нужно отметить большую роль в патриотическом воспитании информационно-образовательного проекта «ШАГ» — «Школа Активного Гражданина», круглых столов, встреч с известными людьми, спортсменами, политиками, медийными личностями. Привлекаем к этой работе и родителей. И все это дает свои плоды. Я наблюдаю: малыши прикладывают руку к сердцу, когда исполняют гимн на линейке.
Ю. Емельяненко: Патриотическому воспитанию всегда уделялось много внимания, это его краеугольный камень. В 2021-м в учреждениях образования ввели ставку руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Вот уже три года эти специалисты активно работают в школах, лицеях, кадетских училищах. Эти педагоги, часто бывшие военные, своим примером показывают правильное отношение к Родине, воинской службе, к своему внешнему виду. В конце ноября прошел финальный этап Первого республиканского конкурса руководителей по военно-патриотическому воспитанию на базе Военной академии. На нем присутствовали болельщики — ребята из всех регионов. Как они болели за своих педагогов! Очевидно, эти специалисты стали частью педагогического коллектива и очень гармонично вошли в эту систему. В каждой школе также появились знаменные группы. Они участвуют во всех торжественных церемониях выноса или поднятия государственного флага.
«СГ»: К сожалению, белорусы не привыкли себя хвалить и гордиться достижениями своей нации…
Т. Апранич: Действительно, и как мы определяем понятие «патриотизм»? Те, кто работает на комбайнах, — разве они его не проявляют? Это образец профессионализма. Наша продукция АПК занимает верхние строчки в различных рейтингах. В семье ребенок видит, что его родители заботятся о своем доме, о своем участке, сохраняют альбомы, фотографии, вспоминают семейные легенды. Некоторые составляют родословные, поднимают архивы. Учитель также должен быть образцом профессионализма и безупречной репутации, как написано в новых правилах.
Е. Клишевич: Я неоднократно встречалась в своем округе со школьниками в Столбцовском и Несвижском районах и на своем личном примере, историях людей, с которыми была знакома, рассказываю о патриотизме. Моя бабушка попала в концлагерь в Польше. Дед прошел всю войну — от Курской дуги до Берлина, служил в разведроте. Вот кто воспитал во мне патриота, я горжусь своим народом-победителем. Как сказал во время открытого урока «Историческая память — дорога в будущее» в сентябре 2022 года наш Глава государства: «Если бы не было у нашего народа силы воли и мужества, как нас терзали между Востоком и Западом, и сейчас это актуально, мы давно бы уже исчезли с этой карты. Однако мы еще на месте и живем».
Детям нужно обязательно рассказывать о прошлом, они понимают, что мы выстояли и не раз превосходили себя. Это заряжает нас на будущие подвиги. Последние 30 лет независимости дали понять, что мы можем отстоять себя. Более 80 лет без войны — это самый длительный период в нашей истории, дай бог, он продолжится. Можем жить хорошо и будем еще лучше. В Несвижском районе был проект: мамы, папы, бабушки и дедушки приходили в детские сады и рассказывали детям о своей жизни, о своих достижениях.Т. Апранич: В Минской области по инициативе молодежного совета профсоюза работников образования и науки несколько лет реализуется проект «Они идут к нам как герои...». Изначально мы собирали истории своих дедов и прадедов, тружеников тыла. Затем объединили все на информационной платформе и выкладывали их в сеть, сводя все районы воедино. В этом году на сцене Дворца профсоюзов поставили концерт-реквием памяти педагогов — участников Великой Отечественной войны. Два часа потрясенной тишины в зале. Этот проект не просто объединил поколения — он показал ветеранам, что их дело живет, зрелое поколение перезагрузил и продемонстрировал молодежи, насколько важна ценность традиций и сохранения мира. Проект живет и развивается дальше.
Ю. Емельяненко: В этом году в школах реализуется еще один новый проект. Это проведение занятий в рамках обучающей программы «Я. Моя семья. Моя Родина». Он реализуется по инициативе министра образования и Белорусской пионерской организации. В рамках программы ежемесячно с 2-го по 11-й класс проводятся занятия по различным темам. Они охватывают вопросы и государственного, личностного развития, и профессионального самоопределения.
«СГ»: Современную жизнь невозможно представить без информационных технологий и различных гаджетов. У моего сына в первом классе многие одноклассники не только разговаривают по телефону, но и звонят по умным часам. В новых правилах прописано: «Учащиеся должны выполнять требования учителей и родителей по использованию мобильных телефонов, устройств видеозаписи, интернет-связи и соблюдать правила поведения в интернете». Поделитесь мнением, как должно выглядеть использование этих устройств в школе?
Ю. Емельяненко: Мобильные телефоны и социальные сети — это неотъемлемая часть нашей жизни, и просто запретить их использовать нельзя. Эти средства коммуникации нужны и в учебной деятельности. Основа в формировании у ребенка азов информационной безопасности и культуры — это семья. Как пользоваться гаджетами, что можно и что нельзя в интернет-пространстве, должны обучить именно близкие люди. Без этого мы сталкиваемся со множеством негативных проявлений, в том числе и кибербуллингом. Дети фотографируют одноклассника, а потом с помощью специальной программы искажают черты его лица. Шутка? Но она может вызвать серьезную обиду и даже нанести тяжелую психологическую травму. Надо формировать культуру использования таких средств, иначе — большая беда. Ограничения, прописанные и в правилах, и в школьном стандарте, — это целесообразный шаг, который наша система образования должна была сделать. Взрослые в лице педагогов и в первую очередь родителей должны эти нормы сформировать: что допустимо, а что нет.
Н. Казак: Локальные документы, в том числе и правила внутреннего распорядка учащихся, ограничивают использование мобильных телефонов в школе. В частности, в нашей гимназии на первой ступени образования, в младших классах, в начале учебного дня дети сдают телефоны и кладут в ячейки, в конце дня забирают. В большинстве средних и старших классов в каждом кабинете предусмотрены специальные ячейки для телефонов. Некоторые современные технологии обучения предполагают, к примеру, использование QR-кодов или электронного приложения. В таких случаях школьники берут телефоны, но в санитарных правилах предусмотрено, что длительность — не более 15—20 минут, в старших классах — полчаса. Конечно, детям очень сложно расстаться со своими гаджетами: у них там игры, переписка с друзьями — словом, вся жизнь.
Е. Клишевич: В школьном стандарте четко прописано: использование телефонов запрещено на уроках и переменах во время учебного процесса. Только в случае острой необходимости, когда надо срочно связаться.
Н. Казак: Очень важно воспитывать у ребят информационную гигиену. Они родились с мобильными телефонами и другой жизни себе не представляют.
Т. Апранич: Ответ на вопрос о времени с телефоном очень простой: возраст ребенка, умноженный на два, — это санитарная норма. Когда мы обеспечиваем организацию образовательного процесса, в первую очередь думаем о здоровье ребенка, поскольку оно всегда главенствует. Почему сегодня все у большего количества детей фиксируют нарушения в развитии речи? Потому, что с первых лет жизни мама дает ему возможность играть в телефоне, смотреть мультики. А ведь 3—4 года — это тот возраст, когда ребенок должен активно примерять на себя различные социальные роли, а он вместо этого все свое время находится в интернет-пространстве. Родители должны понимать, что, когда они хотят отвлечь сына или дочь телефоном от своих дел и вопросов, они теряют время общения с ними — самое драгоценное. Да, сегодня без гаджетов не может быть образовательного процесса. Молодые специалисты часто задают вопрос: «Как эффективно научиться применять средства связи, только с целью развития ребенка, получения информации и самовоспитания, дозированно, точно и с учетом сохранения здоровья?»
Е. Клишевич: К сожалению, моя практическая деятельность показала, что запретный плод действительно сладок. Поэтому я за информационную культуру и воспитательный аспект в пользовании гаджетами. Хотелось бы ввести отдельный предмет или курс, посвященный их использованию.
Н. Казак: Да, вы только посмотрите, какое количество сегодня интернет-угроз в отношении детей! Прогремевшая когда-то по Беларуси история «синих китов». Продолжают придумывать и новые аналогичные игры, которые негативно влияют на детскую психику. Дети не умеют фильтровать такую информацию, их нужно учить этому, им необходимо объяснять, чтобы они понимали, как себя вести.
«СГ»: Пункт правил про добросовестную учебу чрезвычайно актуален при повальном увлечении гаджетами. Многим современным детям учеба кажется неинтересной. Какие методы мотивации реально работают, как родителям и учителям добиться добросовестной учебы?
Ю. Емельяненко: Эта проблема существовала, существует и будет существовать. Появляются новые семьи, родители, которые не всегда готовы функционально и морально к тому, чтобы сформировать соответствующую мотивацию, интерес к учебной деятельности. Есть мотивация внешняя — это просто роль: «ты уже школьник», «у тебя есть школьная форма, портфель», «ты ходишь в школу», однако это только внешние характеристики. Есть и внутренняя мотивация: «ты научишься, приобретешь…», «ты сможешь, станешь…», когда родители показывают преимущества учебы для развития самого ребенка. В моей практике был случай: на консультацию пришла мама, рассказала о своей «инновационной» форме стимулирования: получил сын десятку в школе — заслужил и карманные деньги. Такой подход многим родителям кажется простым и даже эффективным, однако в подобной ситуации целью ребенка станут не знания, а деньги, которые можно получить за хорошие оценки. Стоит только убрать материальную составляющую, и мы видим, что нет ничего. Такой вариант формирует у ребенка мнение, что хорошие отметки нужны не ему, а взрослому, ведь он платит. Поэтому мы должны четко сформировать представление у учащегося о том, что учеба нужна в первую очередь ему самому.
Н. Казак: Главное, чтобы позитивное отношение к учителю было в семье. Когда ученик приходит домой, а за ужином родители начинают обсуждать в негативном ключе преподавателей и учреждение, конечно, у ребенка сформируется отрицательное отношение к школе и учебе. В свою очередь, грамотный и профессиональный учитель всегда заинтересует учащихся своим предметом. Сейчас очень много различных образовательных ресурсов для педагогов. Например, в нашей гимназии есть кружок «Айти Лидер» по робототехнике. Дети не могут оторваться от 3D-принтеров. Интересный подход применяет и учитель географии: с ребятами создали карту химических предприятий страны, в мобильном приложении прописали программу, где с помощью запрограммированного робота учащиеся «подъезжают» на карте к химическим предприятиям и изучают производство. С одной стороны — развлечение, с другой — нужно иметь достаточно много знаний: умение писать программы, программировать робота, распечатать на 3D-принтере объекты предприятий.
Е. Клишевич: Главная мотивация — учитель. Каких педагогов мы помним? Которые любили детей, обладали высоким уровнем знаний, требовали. И во всем чувствовалось, что они болеют и поддерживают нас и сделают все, чтобы мы себя реализовали. И конечно, в новых правилах для родителей четко прописано: родители должны поддерживать учителя, уважать его статус, тогда будет результат. И какие бы технологии с новациями мы ни использовали, учитель, человек с душой, с любовью к детям и стране, с заботой о будущем — главная мотивация.Т. Апранич: Да, правильно говорят, что хорошему педагогу нужны только мел, доска и ученики.
Е. Клишевич: Верно. А с современными технологиями дети, конечно, уже давно превзошли нас во многом и превзойдут еще больше. У Беларуси большое будущее, поскольку наши специалисты — выдающиеся во всех отраслях. Сейчас наша задача — создавать такие условия, чтобы они хотели остаться в родной стране.
Ю. Емельяненко: В педагогике принято выделять три типа направленности преподавателя. Учителя, которые делают упор на процесс, стараются, чтобы ученику было комфортно, интересно и приятно, возможно, в ущерб общему результату. Учителя, ориентированные на результат: их волнует только итог. Однако современный педагог должен совмещать в себе ориентацию и на процесс, и на результат, обеспечивая достаточно высокий уровень знаний и психологически комфортную обстановку.
Е. Клишевич: Согласна. Ученики чувствуют любовь и заботу. Даже если где-то нарушают дисциплину, балуются, на то они и дети. Есть ответственность перед учителем, возникнет чувство стыда, и ребенок постарается исправиться. Видя, как учитель переживает за него, стремится сделать только хорошее, пусть иногда через строгость и требовательность.
Т. Апранич: Да, хочется отметить, что 40 процентов успеха ребенка зависит как раз таки от учителя.
«СГ»: Думаю, многие родители не ожидали увидеть правила, ориентированные непосредственно на них. В одном из пунктов родителям рекомендуется избегать конфликтов во взаимоотношениях с учителями, другими родителями, проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность. Насколько это серьезная проблема для родителей современных школьников и учителей — конфликты в школе?
Н. Казак: Все люди разные и в школах, есть очень эмоциональные мамы, особенно у первоклассников. Для того мы педагоги, чтобы улаживать конфликты, сглаживать различные неприятные ситуации, общаться, объяснять и воспитывать. Кстати, в школах Беларуси есть такая форма работы, как «Родительские университеты». Они способствуют повышению педагогической и психологической культуры взрослых, формированию ответственного, позитивного родительства.
«СГ»: А увеличилось ли в последнее время количество конфликтов, или, напротив, сократилось?
Ю. Емельяненко: На мой взгляд, конфликтов меньше не стало, поскольку так или иначе наш темп жизни увеличивается, появляется дополнительная напряженность. У нас в школах есть социальный педагог, педагог-психолог и другие специалисты, которые ориентированы на создание положительного эмоционального микроклимата в детском коллективе. Но одни заинтересованы в формировании психологической культуры, а другие считают, что к психологам ходят только «психи». В школах не полностью используется потенциал «Родительских университетов». А это полноценная система развивающих занятий, они дают не только теорию, но и практику: тренинги, семинары, игры и упражнения, на которых можно проработать множество психологических вопросов и проблем, обсудить их, узнать о положительном опыте других родителей в классе.
Е. Клишевич: Наш Президент не раз повторил, в том числе на Республиканском педсовете в августе этого года, что «школа — это храм». Когда сформируется уважительное отношение между родителями, учителями и учениками, тогда школа действительно будет храмом. Конфликты, конечно, существуют, поскольку сегодня у нас есть интернет-пространство, паутина, которая «заглатывает» ребенка и не всегда учит хорошему. А родители — это молодые люди, также выросшие на этих гаджетах.
Т. Апранич: Если школа — это храм, для него существуют и определенные правила, а педагог как священник — должен быть кристален.
Е. Клишевич: Успешный учитель — успешный ученик. Педагог успешен в том, как дает знания, как ведет себя в школе, интернет-пространстве и семье. Так же, как и «счастливая семья — счастливый ребенок».
Т. Апранич: Вспоминаю, что сказал Президент в начале 2024-го, Года качества: «Мы должны превзойти себя». Так и есть. С моральной, психологической, профессиональной точки зрения.
Е. Клишевич: И свое отношение к труду. Здесь и сейчас. На рабочем месте. Задуматься, что я делаю не так, что лучше для моей страны. Мы обязаны работать качественно. К сожалению, мы мало рассказываем детям о достижениях нашей республики в современном мире. О том, что производим, выпускаем на экспорт, о достижениях в медицине, спорте, культуре. Например, республиканская общественно-культурная акция «Марафон единства» объединяет города, области и всех белорусов. Она рассказывает, насколько талантлив наш народ, через творческие и художественные номера. Мы должны показывать самим себе, что мы — великий народ.
Т. Апранич: В Слуцке живет ветеран Великой Отечественной войны Михаил Дзюба. 26 ноября ему исполнилось 103 года. Он в здравии, подготовил более 110 офицеров и четырех генералов: работал руководителем по военно-патриотическому воспитанию. Когда я встретилась с ним в сентябре, Михаил Тихонович сказал: «Передайте, пожалуйста, максимальному количеству людей мое одно пожелание. Любите свою Родину, страну и не бойтесь громко говорить об этом. А еще никогда, я прошу вас, никогда, не позвольте себе утонуть в слякоти собственных мыслей». В канун его дня рождения снова навестила ветерана. Сказала, что выполнила поручение, на что Михаил Тихонович ответил: «Работайте, если каждый человек принесет хоть малую пользу стране, мы сделаем одно большое общее дело».
yasko@sb.by
kvachenok@sb.by