Облик Беларуси как страны, устремленной в будущее, в значительной степени формирует система образования. В уходящем году в данной сфере произошло немало событий, ставших для нее знаковыми и послуживших отправными точками для совершенствования образовательного процесса. Но суть системы осталась прежней: в ее центре — человек с его способностями и талантами, готовый приносить пользу обществу.
4 августа в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал:
— Важно создать условия для востребованности молодежи здесь, в Беларуси, и мы это делаем. Посмотрите, сколько сделано. Хотели IT заниматься — пожалуйста. Перевернули с ног на голову образование — идите учитесь, занимайтесь. Бешеный конкурс на специальности по атомной энергетике, не поступить — юноши и девушки ринулись (они увидели новое). Космические программы осваиваем. В медицине, в науке люди начали шевелиться, работать. Работы море у себя дома, но, если ты увидел длинный рубль за пределами страны, мы тебя привязывать не будем. Но должен всегда помнить, что ты сюда обязательно вернешься. Рано или поздно вернешься, потому что корни твои здесь. Поэтому, бывая там, за пределами наших границ, за пределами нашей светлой Беларуси, никогда не показывай пальцем в ее сторону. Она тебя вырастила, взрастила и дала образование, поэтому ты такой крутой за пределами этой страны.
Технопарк школьного периода
В Минске в уходящем году началась реализация амбициозного проекта по созданию Национального детского технопарка. Строительство стартовало на площадке между 15-м корпусом Белорусского национального технического университета и жилым комплексом «Магистр». В состав технопарка войдут учебно-лабораторный корпус с современным оборудованием, общеобразовательная школа и общежитие.
№ 145. Здесь будут учиться около 2000 одаренных школьников, прошедших трехэтапный отбор экспертного совета. Им предстоит заниматься робототехникой, 3D-моделированием, деятельностью в сфере информационных технологий, экологии, научными исследованиями. Обучение — групповое, посменное, предусмотрена и самостоятельная работа в заочном режиме при дистанционной поддержке преподавателей. Первые экспериментальные группы начнут работу в 2021 году.
Парадоксы коронавируса
Пандемия коронавируса внесла коррективы в образовательный процесс. В университетах по мере необходимости ввели дистанционное обучение. В школах было иначе. Весенние каникулы, с учетом пожеланий родителей, продлили на неделю, а с началом последней четверти часть школьников также перешла на удаленное обучение. Педагогам и семьям учащихся пришлось переналаживать процесс передачи знаний. Благо на национальном образовательном портале имелись электронные учебные ресурсы. Параллельно учителям предложили разработать дополнительные материалы с использованием информационно-коммуникационных технологий. По данным Минобразования, к применению онлайн-технологий оказались готовы более 85 процентов педагогов. Они активно использовали Viber, Skype, Zoom, Discord, WhatsApp, Facebook Messenger, а также платформы для взаимодействия со своими учащимися и профессионального общения.
В итоге аттестация прошла успешно, а экзамены провели в помещениях школ с соблюдением необходимых правил безопасности. Вот только выпускные балы отменили.
А ЦТ началось чуть позже обычного — с 25 июня.
Нет худа без добра: уже к началу 2021/2022 учебного года в Беларуси планируется внедрить единую образовательную платформу дистанционного обучения. Там, в числе прочего, представят и наработки педагогов. «Мы должны получить платформу, которая будет работать независимо от функционирования школы», — поделился в августе прогнозами глава Минобразования Игорь Карпенко.
Подготовка по требованию
Белорусские вузы в этом году открыли подготовку более чем по 20 новым специальностям. Главный ориентир — кадровые потребности экономики. Еще одна особенность вступительной кампании — 2020: право поступления вне конкурса получили молодые люди, прошедшие срочную военную службу в год приема или в году, предшествующем ему. Кроме того, по результатам собеседования при наличии целевого направления в вузы на сельхозспециальности могли поступить выпускники аграрных классов.
Также появились новые специальности на уровне профтехобразования (скорняк-раскройщик, заливщик металла, аппаратчик вытяжки) и среднего специального образования (эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования, организация технического сервиса транспортных средств, производство биотехнологической продукции, организация гостиничных услуг).
Главная цель предстоящих изменений правил поступления в вузы — создать систему отбора мотивированных молодых людей, которые целенаправленно выбирают ту или иную специальность и планируют в последующем работать в данном направлении.
Сентябрь — пора новоселий
В новом учебном году в стране за парты сели более миллиона учащихся школ, в том числе 114 тысяч первоклассников. Все учебные заведения в преддверии Дня знаний были в полной мере обеспечены кадрами. К работе приступили 4,7 тысячи молодых специалистов. Открылись четыре новые школы. В столичном микрорайоне Каменная Горка — 3 первых учащихся приняла СШ № 52. Помимо учебных помещений, здесь работают бассейн, тренажерный зал, вместе с обеденным появились витаминный и кинозалы. Новое учебное заведение в деревне Копище под Минском уже успели окрестить школой будущего из-за нестандартного проекта. Средняя школа в микрорайоне № 21 Гомеля рассчитана на 765 учеников, здесь также отличные условия для развития: отдельные группы продленного дня, современные кабинеты химии, биологии и информатики, большая библиотека, хорошие спортивные площадки. А фишка витебской СШ № 47 имени Е. Ф. Ивановского — шикарная спортивная база: бассейны, спортзалы, беговые дорожки, большое и малое футбольные поля, площадки для баскетбола и волейбола, комплексы уличных тренажеров.
Экономика для дошколят
В 2020/2021 учебном году в типовом учебном плане общего среднего образования произошли небольшие изменения в количестве учебных часов на изучение отдельных предметов в старших классах. А вот в детских садах учебно-методический комплекс «Мои первые уроки» претерпел более серьезные изменения. К примеру, в программе впервые появился образовательный компонент, связанный с формированием экономической культуры детей. Область «Искусство» нынче представлена музыкальным, изобразительным искусством, художественной литературой. Усилены компоненты, направленные на индивидуализацию образовательного процесса.
На пути к национальному экзамену
В сентябре Минобразования анонсировало предстоящее изменение формата вступительной кампании в вузы, запланированное на 2022 год.В частности, вместо выпускных экзаменов может быть введен национальный экзамен по двум предметам, совмещенный с централизованным тестированием.
При этом выпускники школ будут сдавать национальный экзамен по русскому/белорусскому языку (по выбору) и еще один предмет по выбору (математика, физика, иностранный язык и иные), который является вторым профильным предметом для специальности, на которую планируется поступление. Предполагается, что общая сумма баллов для учета при зачислении будет складываться из балла по внутреннему экзамену в вузе (первый профильный предмет), баллов по двум сертификатам ЦТ, полученных по итогам сдачи национального экзамена (для выпускников текущего года) и (или) полученных по итогам участия в ЦТ (для выпускников прошлых лет и текущего года), а также среднего балла аттестата об общем среднем образовании. Впрочем, окончательное решение по будущим изменениям примут не раньше наступающего года.
nesterov@sb.by