![](/upload/iblock/855/8559ea3722c4fcece97fd75d54ff0065.jpg)
По умолчанию защищают дворы от «чужаков» при расширении зон платной парковки в центре города. Но не ограждения, а инспектора, регулярно сверяющие номера припаркованных там машин со специальной базой на планшете. В нее регистрационные госзнаки вносят жители ближайших домов. А как быть, если двор в такую программу еще не попал, но буквально забит автомобилями совсем не местных жителей? Ведь у типичной хрущевки на почти 80 квартир может быть всего 10 парковочных мест, а автомобилизация в столице давно перекрыла расчеты советских архитекторов. Скажем, у дома на улице Богдана Хмельницкого, 10 трос на въезде натягивают уже несколько лет, крепя к двум вбитым в землю металлическим уголкам. Недавно даже модернизировали его, оклеив яркой оранжевой лентой с надписью «Осторожно, опасность!».
— Это наш двор, тут некуда стать! Не заезжайте! Только жители имеют право здесь останавливаться! — предупреждает местная жительница, выходящая из подъезда, хотя за тросом имеется несколько свободных мест.
Но есть ли у инициативных жителей дома документы на установку такого ограждения? На этот вопрос женщина лишь отмахивается...
Около «Комаровки» в некоторых домах идут еще дальше: цепь или трос закрывают на настоящий амбарный замок, ключи от которого есть только у местных автовладельцев. Как проехать карете «скорой» или пожарному расчету? Не говоря уже о том, что выглядит все это крайне неэстетично.
Заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда Галина Гилевич признается: с такими фактами сталкивается впервые — раньше речь шла лишь о ситуациях, когда цепями, столбиками и другими способами жильцы пытались ограничить заезд на парковочное место, организованное за их счет. Однако даже это не предлог ставить препоны во дворе — на общей территории. Так что если будут поступать жалобы, то жильцов обяжут все демонтировать.
![](/upload/iblock/fdd/fddbb4153c7c690d85d39d5e9d71589a.jpg)
И вот это оказывается неожиданно затратной частью — как по времени, так и по деньгам. Ожидание разработки проекта порой затягивается на несколько месяцев, а его стоимость превосходит цену самого шлагбаума... вдвое! Видением проблемы поделился директор СООО «Деа Систем Си Ай Эс», одного из поставщиков оборудования и компонентов для запирающих устройств, Сергей Сахар:
— Проектные организации не слишком заинтересованы в разработке документации для установки шлагбаумов. Для них это чересчур малый объем работы, а значит, невыгодно — приходится подолгу искать исполнителей. Стоимость проектных работ доходит до 4 тысяч рублей, причем собственно хороший шлагбаум можно приобрести примерно за 2 тысячи. Современные устройства можно запрограммировать не только на открытие с пульта, но даже по миганию дальнего света фар, настроить на распознавание номеров, а спецтехнику они способны автоматически пропускать по звуку сирен.
С тем, что разработка проектной документации для шлагбаума обходится дорого, согласна и Галина Гилевич, но говорит, что иначе его установку не согласовать. Ведь это работы и с электричеством — устройство не должно нарушить уже проложенные коммуникации. Жильцов также предупреждают, что в экстренной ситуации спецслужбы могут повредить шлагбаум и не будут нести за это ответственность. Скажем, если машине пожарных нужно срочно проехать, а запорное устройство по какой–то причине не откроют. Восстанавливать шлагбаум жильцы будут за свои средства.
На сами же проектные организации повлиять никто не может — они на хозрасчете, диктуют свои цены. Возможно, поэтому жильцы и начинают импровизировать с незаконными и нестандартными запорными устройствами.
akostyukevich@sb.by