На обороте иконы находится дарственная надпись: «В день ангела 27 июля ст. ст. 1936 года Высокопреосвященнейшему Владыке Пантелеимону преподносим от имени всех Ваших доброжелателей Сию Святую икону самого достойнейшего Святителя Христова Николая Чудотворца. Как достойнейшему Вам Архипастырю и крепкому столбу Православия». Далее прилагается список тех, кто даровал эту святыню. Среди них — несколько благочестивых семей, частных лиц, послушница Мелания, странница Анна и сам отец Серафим.
Среди вышеприведенного списка узнаваемы некоторые имена. Так, по воспоминаниям протоиерея Геннадия Логина, благодетельница Вера Адамчик впоследствии приняла монашеский постриг и проживала в Жировицкой обители. Ее брат Александр Адамчик принял священный сан и более 20 лет был настоятелем прихода в деревне Шиловичи Слонимского района.
Алексей Кожевников также принял сан и засвидетельствовал свою веру пребыванием в концлагерях. Григорий Русак был иконописцем. Его кисти принадлежала послевоенная роспись Свято-Успенского собора в Жировичах.
По записям можно проследить путь самой иконы. Архимандрит Серафим (Шахмуть) познакомился с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским) в Жировицком монастыре, где последний в бытность архиепископом находился в заточении. Архиепископ Пантелеимон отказался признать провозглашенную в 1924 году автокефалию Польской Церкви, за что в начале был заключен в Мелецкую обитель на Волыни, а позже переведен в Жировицкий монастырь. Владыка Пантелеимон стал духовным отцом для молодого монаха Серафима. Именно под его влиянием будущий святой и состоялся как человек высокой духовной жизни.
В 1935 году монах Серафим принял рукоположение в священный сан и был направлен на служение в село Курашево, входившее тогда в Бельск-Подляшский деканат Белостокского воеводства. Параллельно со служением в селе Курашево иеромонах Серафим числился насельником Жировицкой обители, не теряя связь с близкими ему людьми.
Именно в тот период и был преподнесен обнаруженный нами образ, отмечает благочинный церквей Рогачевского округа. Надписание на иконе «достойнейшему Вам Архипастырю и крепкому столбу Православия» может свидетельствовать о бескомпромиссности архиепископа Пантелеимона, находившегося тогда в заточении, и почитании его не только иеромонахом Серафимом, но и церковным народом.
С началом Великой Отечественной войны, оказавшись на оккупированной территории, архиепископ Пантелеимон возглавил Православную церковь на территории Беларуси. Вероятно, тогда обнаруженный образ и оказался в Минском епархиальном управлении.
Как икона попала в Рогачев? Для нас это остается загадкой, сообщает отец Алексей. Возможно, на Гомельщину образ попал благодаря миссии самого архимандрита Серафима, которую он осуществлял по благословению митрополита Пантелеимона.
— Дело в том, что с именем преподобномученика связана история Гомельской епархии в оккупационный период, — продолжает он. — Из архивных источников мы узнаем, что архимандрит Серафим вместе со своим спутником иереем Григорием Кударенко за время своего миссионерского путешествия посетили ряд населенных пунктов Гомельщины, двигаясь по дороге как раз недалеко от Рогачева.
В 1942 году отец Серафим стал настоятелем Свято-Петро-Павловского собора в Гомеле, сделав его центром своей проповеди. Церковная жизнь на Гомельщине благодаря деятельности миссионеров была возрождена.
Фото slova.by