Александр Иванов. Фото Александра Горбаша. |
Сергей Клишевич. Фото Дианы Михалевич. |
Ольга Попова. |
Ирина Ремизова. |
Анжелика Чемко. Фото Егора Ермалицкого. |
А. Иванов: Кто в моем понимании патриот? Это рабочий, наштамповавший сотни деталей за день; врач, десять часов простоявший у операционного стола; учитель, ужинающий за проверкой стопки тетрадей. Я подполковник, три десятка лет отдал службе в Вооруженных Силах, возглавляю районное методическое объединение учителей по допризывной подготовке. Когда мне задают вопрос «что ты делаешь как военрук?», рассказываю: в гимназии № 43 создан Центр допризывной подготовки.
По сути, это гражданско-патриотический центр. На занятия сюда приходят дети из 16 школ, почти тысяча человек каждую неделю. Здесь тир, манекены для медподготовки, даже автомат Калашникова есть. Все это прекрасно, но только от личности военрука зависит, сможет ли он зарядить молодое поколение. Когда слышу через два месяца занятий, как школьники уверенно заявляют, что хотят служить в армии, выдыхаю: значит, все делаю правильно.С. Клишевич: С января в стране проходит акция «ЗАчетный разговор» — эксперты едут в колледжи и вузы, общаются с молодыми людьми на самые разные темы. Нет рамок, заготовленных вопросов. Перед нами — амбициозные ребята в начале своего жизненного пути. А мы в их глазах в какой-то степени олицетворяем образ страны с большими возможностями. Они видят на наших примерах, что все возможно. Что значит патриотизм для простого человека? Жить в безопасности, иметь возможность самореализации.
А. Чемко: Главный штрих к портрету: готов ли человек стать на защиту интересов своей Родины и народа? Отвечаешь — и сразу все понятно.
«СБ»: По статистике, должность военрука занимает человек опытный, чаще средних лет или старше. Почему так? Разве молодому человеку не будет проще найти общий язык с аудиторией?
О. Попова: Определенное осознание ценности вещей приходит с годами. Но это так, ремарка. Возраст — не ключевое.
С. Клишевич: Действительно, к информации из уст своего сверстника дети всегда отнесутся с большим доверием. Поэтому дополнительно надо использовать возможности общественных объединений — пионерской организации, БРСМ. Неформальных лидеров немного — в среднем до 20 процентов в любом обществе. Их надо готовить со школы. Позже эти навыки пригодятся, когда придет время брать на себя ответственность за руководство трудовыми коллективами или даже страной.
На «ЗАчетных разговорах» с молодыми людьми общаются истинные патриоты, причем в беседах нет запретных тем и заготовленных вопросов.
«СБ»: На днях проходило распределение будущих педагогов. Один из выпускников выразил беспокойство: «Боюсь недовоспитать». Что думаете?
О. Попова: Воспитывать надо на своем примере. Долгое время никто не знал, что жителей Любанского гетто уничтожили электрическим током. Единственный 14‑летний мальчик выжил лишь потому, что семья была бедная и на нем были резиновые галоши. Ночью парнишка с трудом выбрался из-под завалов трупов. Он дошел до Берлина, а позже рассказал эту историю всему миру: фашистам было жалко на людей даже пули!
Участники клуба «Поиск», руководителем которого я являюсь, знают: в той могиле лежит 785 человек, из них 365 детей, четверым не исполнилось и года. Все фамилии теперь вписаны в мобильную поисковую систему, которую мы создали с детьми. Всего в единую базу внесены имена и информация о 3725 мирных жителях Любанского района, погибших в то страшное время.Полгода кропотливой работы: дети сидели за архивами, в библиотеках. Кроме поисковой системы запустили две интерактивные карты — по сожженным деревням, памятникам и захоронениям.
А. Чемко: Любовь к своей стране надо формировать с детского сада. Как говорят, с молоком матери. Чтобы не продвигались в обществе заграничные праздники. Мы прививаем любовь к своему, исконному — Колядки, «Гуканне вясны», Масленица, Купалье. Внедрили формат мини-музеев. Привлекаем родителей к поиску экспонатов. Каждая неделя — новая тема. Знакомство с народными промыслами, с историей возникновения книги, с белорусской «лялькай». Скажу больше: ребята из старших групп становятся экскурсоводами.
«СБ»: Насколько востребованы у детей, если говорить о патриотическом воспитании, новые форматы?
С. Клишевич: Школьникам интересны выезды за пределы своего города. Игры «в технологии» (онлайн-встречи, конференции) не трогают молодежь. Упор надо делать на личностный контакт — экскурсии на предприятия и в организации. Такие формы выполняют две функции. Первая — просветительская. У нас сравнительно небольшая страна, и есть возможность показать, чем живет государство, что такое реальный сектор экономики, как зарабатывают деньги, где можно повышать квалификацию и учиться... Это, пожалуй, самый эффективный вариант противостояния информационному фастфуду. Все серверы соцсетей находятся за пределами нашего государства. Кто ими владеет, тот и управляет. Мы обязаны это учитывать. Их задача — зарядить общество на негатив, мы же должны продемонстрировать картину на реальных примерах. Ведь то, что увидел собственными глазами, невозможно перебить никакими фейками. Про проблемы с молодежью тоже надо говорить, причем важно вместе продумывать решения. Тогда будет эффект. Вторая функция — профориентационная. Во время экскурсии по заводу дети увидят молодого человека, который учился в школе, окончил университет, а сегодня руководит каким-то подразделением, у него есть социальные гарантии, доход. Таким образом картинка реального мира и возможностей выходит далеко за пределы экрана смартфона.
Нельзя допустить, чтобы представление о будущем формировал блогер, транслирующий мнимые успехи без особого труда. По сути, это вредительство. У одного процента так получается, но остальные потратят время зря. Чтобы чего-то добиться, надо работать.О. Попова: Да, дети не следят за теленовостями, не читают газет, мало кто смотрит полнометражные фильмы. Поэтому во всех школах используют форму экскурсионных маршрутов. За этот учебный год мы минимум шесть раз выезжали с классом. Что касается новых форм, не считаю, что учитель должен превращаться в блогера и снимать рилсы.
А. Иванов: Зато можно предложить детям снимать фильмы на военно-патриотическую тему. Наши гимназисты откликнулись на такую идею. Все серьезно: сценарий, распределение ролей. Один стал сценаристом, второй — режиссером, третий — актером. Брали камеры, делали монтаж, накладывали музыку. А во время съемочного процесса читали литературу, посещали места боевой славы…
И. Ремизова: Квизы, квесты, киберспортивные мероприятия, геокешинг — формы, которые, по опыту, нравятся детям.
«СБ»: С количеством мероприятий не перебарщиваем? Может, они вовсе не интересны школьникам…
А. Иванов: Давайте сформулируем вопрос по-другому: что будут делать дети, если не пойдут в субботу в школу на мероприятие? Смотреть примитивные ролики? Любая активность развивает человека, его мозговую деятельность, нейронные связи. А если мы говорим про патриотические мероприятия, то они и чувства тренируют. Говорят ли родители с детьми о войне? А в школе и говорим, и показываем. История циклична, развивается по спирали и на более высоком техническом уровне. Забудем — это может повториться. Я помню поездку в Красный Берег, где в войну находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. На обратном пути обратил внимание на трансформацию, которая случилась с учениками. Ехали в деревню — смеялись, шутили, TikTok смотрели. Обратно — тишина гробовая.
И. Ремизова: В мероприятиях надо сосредоточиться не на том, что громко и помпезно звучит, а на том, что действительно воспитывает. Иногда кулуарный урок мужества может гораздо больше затронуть чувства. К нам на занятия пришла Нина Чубара, ребенок войны. Сколько боли было в ее рассказе: как мама закапывала детей в снег — чтобы немцы не видели; как в спешке прятала ее под юбку, как от голода мучительно болел и пух живот. Ей было всего четыре, когда она вместе со своей семьей оказалась в концлагере... На таких живых историях учим детей. Жизнь этой женщины вдохновила ребят начать исследовательскую работу по сожженным деревням и детям, пострадавшим во время ВОВ, а потом и открыть новый раздел в экспозиции школьного музея.
Ирина Ремизова предлагает учителям проводить отдельные уроки в стенах школьного музея. Особая атмосфера и яркие экспонаты делают свое дело — школьники запоминают информацию лучше.
«СБ»: Почему важно в каждой школе создать музей?
А. Иванов: В нашей школе три музея — воинов-интернационалистов, посвященный теме ВОВ и истории БРСМ. В других учреждениях — иные экспозиции. У нас даже сформирован график, по которому можно посетить музей в остальных школах. Экспозиции показывают многогранность нашей страны, расширяют кругозор ребенка. Посмотрите, какое разнообразие: этнографический музей в Миорах, минералов и горных пород — в Гродно, о детях лихолетья — в Новоельне.
«СБ»: Как воспитать патриота, если его среда не отличается патриотизмом?
А. Иванов:
Работать через детей с родителями. Но ребенок должен понимать преимущества белорусского общества. Школьники искренне верят, что все живут так, как белорусы. Для размышления делюсь с ними фактами. Каждые 18 секунд от голода умирает один ребенок в мире. Каждый третий житель планеты не имеет доступа к безопасной питьевой воде. Удивляются. Обращаю внимание, что у нас бесплатные медицина, образование.Если не проговаривать такие моменты, им кажется, что за границей все так, только зарплата в 2 — 3 раза больше. Никто же не говорит, что у них на арендное жилье и питание уйдет основная часть доходов. Или кто вспомнит про высокую преступность, кто расскажет, что люди не могут устроиться на нормальную работу? Пишет кто-то об этом? Отнюдь.
С учениками общаюсь через диалог. На днях обсуждали с классом налоги. Заметил, что каждый год у нас открываются детские сады, школы, больницы. Тем временем вызов скорой помощи во Франции стоит 25 евро. В страховку он не входит. Поэтому люди умирают и до последнего не набирают спасительный номер. Многие операции в Беларуси бесплатны. Людям меняют суставы и даже сердца.С. Клишевич: Семья — общество — школа — триумвират в вопросах воспитания. Если семья не разделяет патриотических взглядов, это сложно. Почему эта тема актуальна? Родители этих детей воспитаны в 90‑х, когда было не до патриотизма. Страна заботилась о том, чтобы накормить людей. Важно развивать интересные мероприятия, не бюрократические, с участием родителей. Нужны квалифицированные педагоги, психологи, которые смогут вложить в умы реальную картину мира. Понятно, что не везде у нас есть такие, умеющие тонко работать. Некоторые обучались в 90‑е по соросовским программам, где упор идет на американское понимание мира. Мы никуда не денемся: эти люди тоже работают в системе образования. Государству надо заниматься подготовкой кадров, а в таких институтах должны быть истинные патриоты, способные вдохновлять.
«СБ»: Политическое просвещение — сложная тема, с ней надо обходиться аккуратно. С какими вопросами к вам чаще обращаются?
С. Клишевич: Если анализировать обсуждения на «ЗАчетном разговоре», то самый популярный вопрос: не будет ли у нас войны? В ответ я выстраиваю логические цепочки: почему сегодня идет война в Украине, как общество и государство допустило это и что делается у нас, чтобы такого не было. Говорим про ядерное оружие, которое разместят в нашей стране. Как это поспособствует нашей безопасности. Тут важна открытость. Вторая волнующая тема: беглые и процедура их возвращения. Молодые люди делятся историями знакомых, которые уехали. По наблюдениям, только у 10 — 20 процентов получилось как-то устроиться за границей, у 80 — нет. Почему? Перенасыщенность рынка труда, множество своих специалистов, украинцев.
О. Попова: Как учитель истории предлагаю полистать учебник: белорусы никогда не были агрессорами. Столько разрушительных войн прошло через нас в прошлом. И ни в одной не были инициаторами! Все время в позиции защиты. Когда Западная Белоруссия входила в состав Польши, что полезного поляки сделали на этих территориях. Построили какие-то предприятия? Дали людям работу? Они вывезли все богатство, заселили территории, закрыли белорусские школы, запрещали издавать газеты на «мове». Такие факты я стремлюсь рассказать на уроках.
«СБ»: Еще недавно детей учили, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня уже надо обучать другому: как в интернете отличать правду от лжи.
С. Клишевич: Если не поставить ограничение на телефон, то ребенок будет там бесконечно. И его воспитателем станет телефон! В школе ограничили использование мобильных на занятиях, в остальное время ответственность на родителях. Хотят это сделать — сделают, найдут альтернативу: книги, спорт, искусство... Отпустят ситуацию — жди беды. Старшеклассники хорошо знают, как заработать тысячу рублей в неделю. Догадываетесь, о какой работе речь? Буквально на днях обсуждали этот вопрос в одном из колледжей. Представьте, 99 процентов учащихся в курсе возможности распространения наркотиков за деньги, а к некоторым обращались в интернете с таким предложением. Надо заниматься с детьми, одна только школа не справится.
Надо понимать, как работает информационно-психологическое оружие. Оно имеет свои особенности: срок действия ограничен — до семи дней. После человек начинает осознавать, что его обманули.
Необычный опыт практикуют в Дошкольном центре развития № 26 в Минске: ребята из старших групп становятся экскурсоводами и рассказывают сверстникам о родном крае.
«СБ»: В мире процветают «демократические» ценности: детям разрешают менять пол, а нетрадиционные браки признаются нормальными. Какие ценности в пору этого мракобесия пропагандируем мы?
О. Попова: В первую очередь давайте не говорить о европейских «ценностях» нашим детям ни в новостях, ни в газетах.
С. Клишевич: Справедливость — наша величайшая ценность. В Америке, если ты миллиардер, можешь быть допущен к политике, стать депутатом. А если из простых, как бы ни старался, тебя ни за что не пустят в систему управления государством. Принципы социальной справедливости закреплены в нашей Конституции. Это то, о чем мечтают многие народы.
А. Чемко: Каждый день проводим беседы с дошкольниками, говорим о любви в семье, уважении к старшим, привязанности к родным местам. И не только говорим! Мечтаем возродить традицию семейных чтений. Запустили буктрейлеры. Воспитатели вместе с детьми снимают яркие фрагменты из белорусских сказок. В конце ролика — всегда интрига, чтобы вечером ребенок пришел к маме с просьбой: «Давай почитаем вместе».
И. Ремизова: Как-то после уроков предложила ученикам убрать могилу ветерана войны Клары Резниковой, основательницы школьного музея. В душе волновалась, отзовутся ли. Но семь человек в ту же секунду подняли руки, а потом пять часов трудились на могиле. Как бы кто-то ни пытался в глазах наших детей возвысить материальные ценности или пропиарить нетрадиционные, глубинные ценности из них не выкорчевать. Я в это верю.
ЦИФРЫ
11 тысяч учеников посещают 755 объединений по интересам военно-патриотического профиля в школах и гимназиях
4410 школьников занимаются в 372 поисковых объединениях, созданных в учреждениях общего среднего образования страны
1500 музеев создано в школах и гимназиях, в них представлено более 2000 экспозиций по геноциду, 209 музеев военно-исторического профиля
более 1500 школьников посещают 19 военно-патриотических клубов на территории воинских частей внутренних войск МВД
11 клубов создано при воинских частях, подчиненных Министерству обороны
azanovich@sb.by