В цирковой династии Абель — давно больше одной семьи. В редком дворе Костюковки не пытались жонглировать или отрабатывать фокусы, с которых тут все начиналось в давнем 1961 году, когда Валерий Абель занялся разоблачением уловок первых советских иллюзионистов. Позже он изобрел немало собственных чудес, но, пожалуй, самым большим из них можно считать возникновение цирка Абеля, который начали так называть задолго до того, как это стало официальным именем самого знаменитого коллектива Дворца культуры «Костюковка». Его бывших артистов сейчас можно встретить на профессиональных аренах в разных концах света, у некоторых теперь есть даже свои цирковые школы. Там они продолжают развивать философию Валерия Абеля, соединявшего физику и лирику в представлениях задолго до современных цирков. Однако всех секретов он не раскрыл даже родным. После трагической гибели своего создателя цирк в Костюковке надолго остался без фокусов. Более чем на 30 лет. С того самого дня, когда настольные часы в кабинете Валерия Абеля неожиданно остановились в полдесятого утра, зафиксировав момент роковой автокатастрофы.
Много лет жена Анна была его ассистенткой
Династия
В музее цирка имени Валерия Абеля, который сегодня носит звание заслуженного любительского коллектива Беларуси, эти часы рядом с настольным календарем с такой же мемориальной датой — 9 ноября 1985 года — не только символ памяти, но и знак нового отсчета времени. Сергей и Татьяна, старшие дети Валерия Александровича, тогда только стали студентами, младшая Анжелика была вовсе школьницей, но все трое приняли взрослое решение во что бы то ни стало сохранить свой цирк, с которым успели объехать почти весь Советский Союз, побывать и в Якутии, и в Чехословакии. Коллектив был знаменитый, титулованный. Со всех конкурсов артисты Абеля возвращались как минимум лауреатами, гастролировали за тысячи километров от Гомеля порой по месяцу и больше, перевозя с собой тонны костюмов и реквизита. К середине 1980–х иные акробаты и эквилибристы из Костюковки могли конкурировать с профессионалами (и конкурировали, в том числе на арене Гомельского госцирка). У них было много красивых номеров и артистов из числа местных рабочих и старшеклассников, но держалось все фактически на одном человеке. И в тот тяжелый год цирковая династия Абель могла прерваться на Валерии, как уже едва не прервалась на Александре, его отце. Хотя наверняка дедушка рассчитывал на продолжение своей цирковой истории, выбирая имена для детей, рассуждает Татьяна Абель, художественный руководитель цирка имени Валерия Абеля:
— Старшего сына он назвал Рафаэлем — в конце концов тот и стал художником. Альфреда связала свою жизнь с медициной. А моего отца назвали в честь Валерия Чкалова — Александр Абель любил авиацию чрезвычайно. В годы войны он служил авиационным техником. Призвали его из Орши, где семья была на гастролях. Там и родился мой отец в апреле 1941–го.
Гены
— Все дети Александра Абеля появились на свет в разных городах. Будущую жену он встретил в Московском техникуме циркового искусства. Оба были воздушными акробатами. Свое имя я получила в честь ее.
Татьяна Абель демонстрирует пожелтевшую афишу Первого московского госцирка с именем деда, художественного руководителя и артиста с номером «человек–резина». Афишу сохранила ее бабушка, в военные годы оказавшаяся в Башкирии с тремя детьми. Ее переписку с мужем внуки читают сейчас как роман, там много очень личных и неожиданных деталей — даже на фронте Александр Абель оставался главой семьи. «Его сильный характер передался моему отцу», — замечает Татьяна Валерьевна, рассказывая, что даже по незначительным бытовым поводам бабушка советовалась в этих письмах с мужем. А он отвечал ей стихами.
Определенно, с генами Валерию Абелю передался не только волевой отцовский характер. Самой по себе любви к арене в его случае взяться было неоткуда — создатель цирка в Костюковке вырос вовсе не на опилках, как говорят цирковые, а в детдоме. После войны Александр Абель вернулся на родину матери, где ему предложили заведовать клубом Гомельского стеклозавода им. Сталина в Костюковке. Но к тому времени он был уже нездоров, как и его жена, заболевшая туберкулезом в эвакуации. После ее смерти всех троих детей распределили по разным детским домам. И для младшего из них цирк открылся не из–за кулис, а из–под обложек книг по цирковому искусству, которые сохранились в семейной библиотеке.
Семья
Позже Валерия Александровича приглашали работать на московской арене, не раз звали в Гомельскую филармонию, но ему мало было стать просто артистом, он мечтал о своем цирке. Дочь перебирает старые фотографии, на которых еще безусый Валерий Абель демонстрирует фокусы вместе с женой Анной, его многолетней ассистенткой:
— Вот знаменитая ваза, которая появлялась ниоткуда в пустых руках и рассыпалась, превращаясь в фонтан. И еще одна популярная иллюзия, когда публике предлагали посмотреть телевизор, по которому транслировалась настоящая передача, а когда оттуда появлялась живая девушка, телевизор исчезал. А каким волшебным был их фокус с мамой, когда она за секунды меняла платья и перчатки. Но, наверное, мой самый любимый — это шкатулка, поначалу казавшаяся всем пустой, но сколько удивительных предметов из нее появлялось...
Он был заядлым шахматистом
Праздничную программу к своему 55–летию цирк Абеля так и назвал — «Чудо–шкатулка». После такого значительного юбилея здесь снова вернулись к фокусам, уже не опасаясь ранить память своего создателя. Впрочем, и собственным детям Валерия Александровича аплодировали в первую очередь не в его иллюзионных аттракционах, а когда они выезжали к публике на моноциклах. Сегодня чудеса балансировки на одноколесных велосипедах демонстрируют другие, юные — этот номер по сей день остается визитной карточкой цирка. Теперь Сергей Абель преподает здесь оригинальный жанр, Анжелика занимается дизайном костюмов. Ее дочь Валерия — концертмейстер, племянник Илья — студент мединститута, но на афишах остается эквилибристом. Действующая артистка и дочь Татьяны Абель Анастасия Сарасеко, директор ДК «Костюковка». И, к слову, ажурный цветок — аппарат, на котором трио 11–летних гимнасток так впечатлило зрителей нового сезона проекта ОНТ «Талент краiны», придумал и сконструировал Рафаэль Александрович. Цирк Абеля — это не одни члены его семьи, а и полторы сотни других артистов. Многие из которых начинали тут тренировки еще в 5 лет. У кого–то уже есть свои ученики. Хотя, конечно, артистами становятся не все. Татьяна Валерьевна вспоминает о давнем письме из Кормы с адресом «Костюковка. Цирк», которое ее отец получил после гастролей по Гомельской области:
— Писал мальчишка: «Хочу учиться в вашем коллективе». Папа не возражал. Больше года автор этого письма жил в нашей семье, правда, когда вырос, остался в цирке только зрителем.
«Талент краiны». Артистки цирка Валерия Абеля Таня Бурцева, Алина Швед, Вика Музыченко
Поколение
В 1982 году Валерию Абелю вручили премию Ленинского комсомола, и все деньги он перечислил в фонд мира. Нередко туда же передавались заработки от концертов, а порой и личные доходы руководителя — этот широкий жест был далек от бравады.
Но не только его детям было важно сохранить цирк в Костюковке, продолжить творческую династию. Сегодня уже внуки первых артистов Валерия Абеля выходят на арену Гомельского госцирка, двери которого для них распахнуты так же широко, как и прежде. Выступают в Минске, гастролируют по миру и получают фестивальные призы (вспомнить хотя бы еще не такой давний фест эстрадно–циркового искусства в Чернигове, где они завоевали Гран–при и 8 первых мест). Не забыли здесь и его самого. Не одна лишь улица хранит память о Валерии Абеле, для его семьи это очевидно:
— «Ваш отец был бы вами доволен», — говорят нам иногда люди старшего поколения после выступлений нашего цирка. Их слова дороже любых наград.
cultura@sb.by