Борщевик Сосновского у нас персона нон грата. В 2008 году Совет Министров принял План действий по предотвращению распространения этого, на первый взгляд, симпатичного растения. Ежегодно на его уничтожение тратятся большие бюджетные деньги. Но пока успехи скромные. Все новые территории сдаются под его натиском. Попутно подавляется местная флора и наносится огромный вред не только сельскому хозяйству, но и здоровью людей. Переломный момент должен наступить в этом сезоне, пообещали представители природоохранных структур. Для этого решено приглашать профессионалов из специализированных организаций и применять химию сплошного действия.
А как красиво все начиналось! В 1970 годы ученые, ботаники, аграрии — все в один голос предрекали зеленому выходцу с Кавказа большое и славное будущее в качестве кормовой культуры, содержание сахара в которой практически не уступает этому показателю в сахарной свекле. Создавались обширные плантации, разрабатывалась техника для уборки небывалых урожаев, видные академики созывали полевые консилиумы и гордо фотографировались на фоне бескрайних зарослей “лопухов” и белых зонтиков соцветий.
А итог оказался обескураживающим. Программу по выращиванию борщевика свернули, плантации перепахали. Вот только “кавказский парень” проявил свой горячий норов и наотрез отказался сдаваться. Наоборот, вырвавшись на свободу, он начал неконтролируемое, а потому победное шествие не только по полям и лесам, но и по населенным пунктам. Его выкашивают, вытравливают, вытаптывают, перепахивают, рубят и режут — ему все по боку. Каждое растение способно сбросить на землю десятки тысяч семян в год. На месте уничтоженной розетки листьев глубоко под землей остается жизнеспособная точка роста, годами дремлет “потомство”, чтобы в один прекрасный момент дать всходы.
Динамика нехорошая. В 2015 году стихийные плантации борщевика Сосновского в нашей стране достигли общей площади 2300 га, через год — примерно 2750 га. В прошлом году было обнаружено еще 90 новых мест произрастания “пришельца”, а оккупированная им территория увеличилась до 2895,43 га. Через неделю во всех взятых на карандаш районах начнутся активные мониторинги ситуации. Здесь и к гадалке ходить не нужно — борщевик никуда не делся и меньше его не стало. Хотя выделенные в прошлом году средства из бюджета были освоены, да и личных финансов отдельно взятых организаций (в основном городских служб ЖКХ и аграрных) ушло немало. Что дальше?
Министр природных ресурсов Андрей Худык поставил задачу — в этом году как минимум остановить наступление “противника”, а если удастся, то и подвинуть его с позиций. По словам главы ведомства, работа по регулированию распространения инвазивного вида должна быть организована на абсолютно ином качественном уровне. “А то сделали из этого растения монстра — все с ним борются и побороть не могут. Смешно уже”, — высказался министр.
Что имеется в виду под новым уровнем борьбы? Об этом поговорили с представителями Минского областного комитета природных ресурсов. В частности, говорит начальник отдела контроля за охраной и использованием земель, недр, биоразнообразия, особо охраняемых природных территорий Наталья Кудырко, на Минщине выявлено 950 мест произрастания вредного растения на общей площади почти 365 га. Совместными усилиями облисполкома и комитета природных ресурсов недавно впервые была разработана так называемая дорожная карта — тщательно проработанный и очень подробный план подразумевает, что отныне каждому отдельно взятому району определены конкретные мероприятия по ограничению распространения борщевика, объемы, способы и даже сроки выполнения работ. Методы остаются прежними (в свое время “подсмотренные” в других европейских странах) — выкапывание, косьба и химическая обработка. Причем (и это еще одно новшество) обработка плантаций наиболее эффективным методом, а именно гербицидами, станет прерогативой исключительно специализированных предприятий, имеющих опыт выполнения таких работ. Отсюда, по большому счету, и корректировки по объемам выделяемых из бюджета средств. Если за прошлый сезон в Минской области было потрачено чуть менее 120 тысяч рублей, то нынче предусмотрено почти 420 тысяч. Внушительная цифра, но вполне объяснимая, говорит Наталья Кудырко. В прошлом году за счет бюджетных средств удалось закрыть менее 30 процентов потребностей при борьбе с борщевиком.
Юридические названия профессиональных борцов с борщевиком упоминать не имеет смысла. Там сплошь унитарные предприятия, хорошенько разбавленные индивидуальными предпринимателями. Важнее другое — насколько они на самом деле профессиональны? Не лучше ли было бы своим же работникам вручить лопаты, косы и ранцевые опрыскиватели с ядохимикатами и дать возможность заработать?
— Работу специализированных организаций проще контролировать, — возражает Наталья Кудырко. — В рамках реализации “дорожной карты” нам предоставлено право проверять своевременность и полноту выполнения специализированными организациями взятых, а главное, оплаченных обязательств. При этом нам не важно, какие усилия будут затрачены. Но мы обязательно спросим за результат. Контроль с нашей стороны будет еженедельным.
В Институте экспериментальной ботаники Национальной академии наук свое видение проблемы. Академик, ученый в области ботаники Николай Ламан говорит, что действительно использование гербицидов сплошного действия наиболее эффективный способ борьбы. Однако практика показала, что непосредственно у нас на освобожденной территории активно развиваются другие виды, например, мелколепестник канадский и лопух обыкновенный. Борьба с ними не менее сложная. Кроме того, на оголенных химией склонах ускоряется эрозия почвы, случаются оползни. Поэтому более щадящими, с предсказуемыми последствиями, стоит считать механические методы — подрубание цветоносов, кошение, выкапывание. Но здесь многое зависит от простых граждан, которые в ряде случаев попросту не хотят видеть проблему:
— Семена этого растения переносятся ветром, их разносят ручьи и реки. Однако главным распространителем остается человек. Например, происходит перенос зараженных семенами грунтов во время строительных работ. Да и прилипнув к автомобильным шинам, подошвам ботинок семена отлично преодолевают значительные расстояния. В то же время далеко не все люди воспринимают угрозу этого “пришельца” всерьез. Конкретная ситуация. В Минске мы выявили и уничтожили десятки очагов инвазивного вида. А владелец частного дома где-нибудь на пригорке не желает бороться с борщевиком на своем подворье. Допустим, ему нравится, как растение цветет. Десятки тысяч семян созрели, дунул ветер, и все труды стали напрасными.
В то же время, говорит академик, у борщевика есть не только отрицательные черты, но и немало достоинств. Растение великолепный медонос. С гектара борщевика пчелы могут собрать до 300 кг меда. Листья богаты эфирными маслами, содержащими фуранокумарины. А это отличная основа кремов для загара, некоторой другой парфюмерной продукции. Наконец, “кавказец” зарекомендовал-таки себя в качестве хорошей кормовой силосной культуры. Но минусы все равно берут верх. И их значительно больше, чем плюсов. А так быть не должно.
От ворот поворот
Заметив на приусадебном участке или за забором стебли борщевика Сосновского, не стоит паниковать. “Оккупанта” легко победить своими силами, главное, придерживаться ряда правил. Если стебель еще маленький, без соцветия, лучше всего его выкопать с корнем. В июне, когда появляются белые зонтики цветоносов, важно не допустить образования семян. Нужно удалить цветки, подрубив стебель. Отдав предпочтение химической атаке, не стоит заливать гербицидом все окрестности. Достаточно нанести удар точечно, обработав любимым “Раудапом”, “Торнадо”, “Ураганом” или “Террсаном” само растение у корня или центр розетки листьев.
Берегите себя
Ядовитый сок борщевика способен вызвать серьезные ожоги. Через несколько часов начинается жжение, появляется краснота. Эти симптомы держатся 2—3 суток. Появляются пузыри с серозным содержимым. Через неделю они рассасываются, но оставляют пятна коричневого цвета, которые сходят лишь через год.
При работе по обезвреживанию растения нужно надевать свето- и влагонепроницаемые защитные средства — рукавицы, одежду с длинными рукавами и закрытым воротом, защитные очки, головной убор. Работать лучше в пасмурные дни. Обязательно затем обработайте открытые участки тела водой с мылом, оботрите их спиртом или одеколоном.
Последствия контакта с соком борщевика лечат так же, как и другие ожоги, — мажут пантенолом, заживляющими мазями. Если пузырь лопнул — накладывают стерильную повязку. В тяжелых случаях лучше обратиться к врачу.
muravsky@sb.by
Остановят ли химические атаки ботанического монстра?
Укол зонтиком
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.